Почему в СССР ничего не было, а сейчас все есть?

29/01/2012 в Разные разности 8 688 87

Раньше было что? Раньше были пустые прилавки. А вот а вот сейчас, при «демократах», все есть. Мы помним и огромные очереди, мы помним, как товары приходилось доставать с боем, идти на поклон к «нужным людям». Однако мне кажется очень сомнительным товарный дефицит в СССР и товарное изобилие сейчас. Почему?

Все просто… Дефицит есть просто нехватка товара. Западные СМИ (и наши иже с ними) годами вбивают нам: «раньше были огромные очереди, а сейчас их нет, значит, в СССР не хватало потребительских товаров, а сейчас их хватает». Из этого незатейливого посыла мы автоматически делаем вывод о том, что сейчас Россия производит больше товаров повседневного спроса, чем раньше. То есть, «демократы» лучше заботятся о людях. В СССР ресурсы страны тратились на «никому не нужную» добычу руды, выплавку стали и тому подобные вещи, а про народ власть и не вспоминала. А нынешняя власть только и делает, что увеличивает производство колбасы, пива, мяса, масла… На первый взгляд, так оно и есть. А на второй? Когда возникает дефицит, магазины пустеют и появляются очереди? Только тогда, когда спрос превышает предложение. Это единственная причина. Производство тут ни при чем! Наличие дефицита вовсе не говорит еще о том, что плохо с производством товаров! Объясню на примере. Допустим, имеется завод, выпускающий 100 кг докторской колбасы в день. В магазине есть 100 кг колбасы по 200 руб за килограмм, и 105 покупателей. Они, ясное дело, выстроятся в очередь. Возникает типично советская ситуация. 100 покупателей скупят всю колбасу (по 1 кг в руки), прилавки опустеют, а 5 из них останутся без колбасы и поэтому уйдут домой злыми. Деньги у человека есть, он хочет и может купить товар, он отстоял очередь, но не досталось! Обидно… Частный магазин — не государственный, хозяин цену устанавливает сам. И, конечно, стремится заработать как можно больше денег. Он видит, что спрос превышает предложение, поэтому повышает цену. Допустим, до 250 руб за кг. Что получается? Из наших 105 покупателей, допустим, 25 считают, что цена слишком высока и оказываются от покупки. И вот лежат на прилавке 100 кг колбасы, в магазин пришло опять 105 человек, но 25, увидев новую цену, развернулись и пошли домой. Что мы получаем? А все замечательно! Очередь стала меньше, колюасы всем хватило, и на прилавках осталось лежать 20 кг! Нет дефицита! Но на самом деле 25 человек хотели купить колбасу, но у них не хватает денег. Вот им-то и не досталось! Если вчера 5 человек ушли домой без колбасы, то сегодня — 25! Итак, при одном и том же объёме производства можно получить две совершенно разные ситуации. В первом случае — очереди, дефицит, пустой прилавок. А во втором и прилавок полон и очередь маленькая и всем вроде бы как хватило. Между тем, производство как было 100 кг в день, так и осталось. Пойжем дальше. Наш мясокомбинат заколбасило, и он стал выпускать не 100, а только 60 кг колбасы в день. В наш магазин опять приходит 105 человек, но цена уже 400 руб за кг. Теперь лишь 40 человек могут купить колбасу. Они покупают, и на прилавке остаётся 20 кг. И прилавок полон, и очереди нет! Красота! А производство-то уменьшилось! Раньше было 100 кг, теперь — 60! Выходит, что и и потребление раньше было выше! Покупали 100 кг в день, а теперь только 40. То есть производство снизилось, потребление тоже резко снизилось, а дефицита нет. Парадокс! Больше производим, больше покупаем — получи очереди, и ругань! Меньше производим, меньше покупаем, и «всё есть» !
Так почему же СМИ подменяют одно понятие другим, и проблему распределения пытаются выдать за проблему производства и потребления? Да все просто… То, как «демократы» решили проблему дефицита, просто повысив цены, можно было сделать и в СССР и без реформаторов, причем, с гораздо меньшими издержками для народа. Такую систему можно было бы восстановить и при Брежневе, и при Горбачеве. И точно так же выдать это за великое благо.
Итак, сейчас при «демократах» и производство и потребление в среднем сильно снизилось. Ликвидация дефицита, о котором нам постоянно говорят — это ложь. Наоборот, дефицит, то есть нехватка, сильно увеличилась по сравнению с советскими временами, только она приняла иную форму, вместо увеличения производства и потребления, нам просто понизили спрос, и теперь попросту вместо 105 желающих купить колбасу осталось 40. Остальным не по карману. Это и есть великое достижение «демократии».

На рисунке — объемы  производства мяса  и мясопродуктов. Рост начался за несколько лет до перестройки. Выпуск мясных полуфабрикатов был налажен не только на предприятиях пищевой промышленности, но и в системе общественного питания, так что непосредственно в жилых районах была создана сеть т.н. магазинов “кулинарии”.
Изменение экономической системы уже на самом первом этапе реформы вызвало удивительно быстрый, обвальный спад производства мясных изделий (это видно на рисунке в конце статьи). Вы можете легко убедиться, что объемы производства упали более чем вдвое.
1 – Колбасные изделия
2 – Мясные полуфабрикаты

С запчастями и автомобилями (а также с электронной бытовой техникой и прочим) немного сложнее: в СССР это все входило в особую категорию товаров, которые считались «роскошью», и на них была серьезная наценка. Например, себестоимость ВАЗ-2101 была около 850-900 руб, АвтоВАЗ продавал машины государству, накидывая на себестоимость 20% — примерно за 1050-1080 руб, а государство продавало населению за 5600-6000 руб. Но рассказ о наценках — это совсем отдельная тема.

50 ответов на Почему в СССР ничего не было, а сейчас все есть?

  1. Немного не в тему. Почему пропали «Записки инженера почтового ящика»?

  2. К сожалению, я связан договором с издателем, и после публикации «Записок» я вынужден их удалить из сети.
    http://aelita1981.ru/katalog/products/detektivy/poligon
    Увы.

  3. Идет нелепая подмена понятий. Причем здесь демократия? Причем здесь демократы?
    Директивная система планирования и ценообразования показала свою несостоятельность. Может в столице на полках еще что-то и было. В остальной стране — шаром покати.
    У народа есть деньги, но на них нечего купить. Вопрос: За чем надо работать и зарабатывать если ничего на заработанное приобрести невозможно?
    Рынок все поставил на свое место. Хочешь приобрести -работай и зарабатывай.
    Что логичней?

  4. Все очень просто. Если бы во времена директивной системы были бы свободные цены — полки тоже ломились бы от товаров. Потому что торговец будет поднимать цену до тех пор, пока товар продается. При этом товара больше вовсе не станет, его просто не все смогут купить.

  5. Какой феерический бред :) Автор не подумал, что дешёвой колбасы (а такая в магазинах тоже есть, можно проверить) вполне хватает на всех желающих её купить. Добыча руды и прочие полёты в космос в СССР были важнее комфорта граждан. Собсно, на чём и споткнулась советская система.

  6. Вы просто не поняли о чем речь, только и всего.

  7. Самое интересное, при капитализме легковых автомобилей, даже в расчете на душу населения, стали делать не намного больше, во всяком случае, не в разы больше. В СССР, насколько я помню, легковых автомобилей делали более миллиона штук в лучшие времена.Точнее не скажу. просто лень искать. Плюс к тому, выпускалось ещё немало тяжелых мотоциклов, Уралов и Днепров, которые на селе вполне заменяли автомобиль, на них можно было вывезти картошку с участка, перевезти груз на тележке, да и по проходимости превосходили большинство выпускаемых в то время легковых автомобилей. Очереди в восьмидесятые годы были только на Жигули и Волги. Новые УАЗы населению практически не продавались. Москвича, Запорожца и Ниву можно вообще было купить в кредит, сроком на 3 года под 3 процента годовых. Наш завгар, когда он еще работал председателем колхоза, ухитрился по блату купить в кредит 41-й москвич. Если к тому объему выпускаемых автомобилей разрешить завозить еще и подержанные автомобили из-за границы, рынок бы запросто насытился автомобилями до того уровня, который мы имеем сейчас.

  8. Ну правильно. Насыщение рынка приводит к снижению цен. Если Вы помните, на Запорожец цены снижали дважды

  9. Абсолютно доходчивое объяснение.. для тех кто хочет понять. Сейчас ещё более циничные примеры «преобразований» и смещения понятий:» В СССР зерно импортировали, а сейчас экспортируем»… При этом бесполезно доказывать «сторонникам Российской демократии», что зерна не стало больше, а наоборот, а запас для экспорта есть, потому что потребления внутри страны упало ниже некуда, (кормить попросту некого — загубленное животноводство с потреблением зерна «они» намеренно не связывают)… им «сс@ в глаза — всё божья роса»

  10. Новое слово в экономической науке. Маркс отдыхает. Только вот проблема — теория расходится с практикой. А практика такова — 1 кг колбасы по 2.80 пробивал в бюджете советского 100-рублевого инженера ровно такую же брешь, как и 1 кг колбасы по 280 в бюджете современного менеджера с оплатой 10000. Еще хуже ситуация с мясом. В СССР приличное мясо можно было купить только на рынке по 5-6 руб. Сейчас — по 250-300. То есть, раньше 1 кг мяса съедал примерно 5% месячного бюджета, сейчас — 2.5%. По сахару — то же самое. В СССР сахар стоил 76 копеек, сейчас много меньше 76 рублей — если это, конечно, не тростниковая экзотика. По другим товарам раскладка будет другая, но порядки цифр всегда сравнимы. Скажете, что не все сейчас получают 10000? Но и тогда не все получали 100. Не говоря о времени и нервах, потраченных в очередях. Про ассортимент вообще лучше не говорить — любой приличный современный магазин кладет советскую красу и гордость — Елисеевский — на обе лопатки. А так — страна была хорошая, только народ несознательный — так и норовил смести все по дешевке, не оставив ничего пяти последним в очереди. А власть ему в этом потакала. Повысить бы цены да снизить нормы отпуска в одни руки — до сих пор жили бы в социализме. И все были бы довольны.

  11. Вы не поняли простой вещи. Рыночная цена и есть регулятор, вне зависимости от размеров бреши инженера и менеджера, а в зависимости только от покупательной способности всего населения. Вместо того, чтобы брать конкретно взятого инженера (менеджера) и считать, какую часть зарплаты он тратит на мясо (колбасу), надо брать 1000 человек из разных социальных групп, и смотреть, кто из них мог позволить себе колбасу в советское время, и кто может сейчас. А в это группу входят, кроме менеджеров, учителя, врачи, пенсионеры и многие другие категории. И если во времена СССР пенсионер получал достойные 100-130 руб, как и врач, и учитель (т.д.), чего вполне хватало на колбасу, то теперь эти категории выброшены за борт.
    Может быть, раньше 1 кг мяса съедал примерно 5% месячного именно Вашего бюджета, сейчас — 2.5% тоже именно Вашего бюджета. Но ведь Вы живете не один. Перераспределение собственности и доходов привело к появлению очень тонкой прослойки очень богатых людей и одновременно к обнищанию весьма широких масс. Сколько было за чертой бедности в РФ еще совсем недавно? Почти половина. Сейчас — около четверти. Но даже выход из этой «черты бедности» не позволяет часто баловаться ни мясом. ни колбасой.

    Рост производства мяса и изделий начался за несколько лет до перестройки. Выпуск мясных полуфабрикатов был налажен не только на предприятиях пищевой промышленности, но и в системе общественного питания, так что непосредственно в жилых районах была создана сеть т.н. магазинов “кулинарии”.
    Изменение экономической системы уже на самом первом этапе реформы вызвало удивительно быстрый, обвальный спад производства мясных изделий (это видно на рисунке в конце статьи). Вы можете легко убедиться, что объемы производства упали более чем вдвое.

    Так что вряд ли правильно свой собственный опыт покупок колбасы распространять на население всей страны. Поэтому-то Маркс у Вас и «отдыхает».

  12. Мне кажется несколько неправильное сравнение.
    Во первых СССР состоял из РСФСР и 14 других республик. Россия сейчас это РСФСР.

    Поэтому после падения СССР существенно упало и производство и потребление товаров и услуг. Сейчас в магазинах ассортимент товара больше. На пример, докторской колбасы в магазине более чем 3 вида. Раньше в основном была одна докторская колбаса.
    То есть, вы правы в том что сократилось потребление докторской колбасы, но за счет того что ее производителей стало больше и ассортимент похожих колбас увеличился. Это первая мысль.
    Вторая мысль заключается в том что была централизированная система управления. И реакция на увеличенея спроса по одному товару была с задержкой. То есть, рынок «не успевал» за спросом.

    Теперь по поводу зерна. В 2006г сбор урожая был в 110 000 млн тонн зерновых. В СССР в 80х собирали в районе 210 000 млн тонн зерновых. Это включает в себя и РСФСР и другие республики (Казахстан, Украина и т.п.). Поэтому мы сейчас выходим к показателям 80х годов по производству зерна, и это хорошо.

  13. График дан не по СССР, а по России, то есть РСФСР и РФ.
    Сейчас абсолютное производство мясопродуктов, в тоннах, примерно как в 1970 году, и меньше почти на треть, чем в 1990-ом.
    А полки у Вас полны именно потому, что не все могут себе позволить купить.
    Первая мысль — насчет ассортимента — конечно, интересна. Но как бы ни был широк этот ассортимент, но потребление мы смотрим в тоннах. И если оно ниже на треть, значит на треть меньше тонн купили продукта. То есть тогда — 130 тонн колбас 10 сортов, сейчас только 100 тонн колбас пусть даже 100 сортов.
    Вторая мысль. Все очень просто. Если желающих купить товар Х больше, чем количество товара, возникает либо рост цен, либо дефицит. В СССР был дефицит. И его можно было ликвидировать ценой. Сейчас дефицита нет, потому что торговец успевает поднять цену при повышении спроса.

  14. Цитата: «Так что вряд ли правильно свой собственный опыт покупок колбасы распространять на население всей страны».
    Не согласен. Я и тогда относился, и сейчас отношусь к типичному большинству населения. А Вы пытаетесь все обобщить в масштабах всей страны на примере абстрактного мясокомбината. Тогда уж действительно сделайте выборки по группам населения и проводите анализ по ним.
    Теперь цифры. В ноябре 2011 года средний денежный доход на душу населения в России составлял 21069 руб. (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%8B_%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8) С учетом этого доход в 10000 руб., на который я опирался в расчетах, кажется довольно обоснованным.
    Цитата: «И если во времена СССР пенсионер получал достойные 100-130 руб. …» Опять Вы безосновательно обобщаете. Пенсия постоянно менялась. Средняя пенсия в СССР в 1981 году (это период самого что ни на есть развитого социализма) составляла 57 рублей. У колхозников в 1981 году — 35 рублей. (http://joeck-12.livejournal.com/28950.html) Видимо предполагалось, что колбаса колхозникам не нужна. Моя бабушка в 70-е годы в деревне получала пенсию 16 рублей. Дедушка был богатей — как участник войны получал аж рублей 40.
    И если говорить о дефиците в СССР, то он, конечно, был. И дело не в колбасе. Могу даже утверждать, что дефицита колбасы в СССР не было, по крайней мере, вареной. Продукты первой необходимости были всегда, правда, со временем купить их было все труднее. Чтобы это понять, надо было пожить в то время. И не в столице, а в обычном областном или районном городе.
    Типичная ситуация — старый холодильник на последнем издыхании, ремонту не подлежит. Нужен новый. Идем в магазин электротоваров. Холодильников в свободной продаже нет. Есть какая-то очередь. Записываемся. Каждую неделю ходим отмечаться. Пропустить — Боже сохрани, опять окажешься в хвосте. Месяца через три, наконец, достоялись. Холодильник так себе, но выбирать не приходится. Откажешься — не получишь ничего. Агрегат тяжелый, на себе не допрешь. А услуги грузчиков — в дефиците. А забрать надо сразу, ибо не будут же продавцы держать его у себя. Да мы и сами его, с таким трудом доставшегося, никому не доверим. Находим каких-то прохиндеев, калымящих на казенном фургоне, и за немалые деньги доставляем домой. Вот она, радость.
    И это — не единичный случай. Это — образ жизни. А причина проста — государство в лице Госплана решило, что знает, чего, кому, когда и сколько надо. Механизм очень инертный, реагирующий на ситуацию с огромным запаздыванием. Отсюда — недостаток одних товаров и переизбыток других, унизительные очереди, спекулянты. Дело могло бы поправить частичное введение рыночных механизмов (как во времена НЭПа или в том же Китае), но тут товарищ Суслов на страже и ни за что не позволит поступиться принципами.
    Ну и об автомобилях — как-никак издание автомобильное. С автомобилями вообще была уникальная ситуация — одновременно они были и недостижимой для большинства роскошью, и супердефицитом (что не очень вяжется с Вашей смелой теорией пяти последних страдальцев в очереди). Как говорили, СССР — единственная страна в мире, где подержанный автомобиль стоит дороже нового. Люди, заплатившие огромные деньги, сталкивались с дефицитом сервиса (здесь-то что мешало все нормально организовать?), запчастей, хороших дорог. Наверное, в каждом городе был магазин «Автолюбитель», и человек, купивший машину, первым делом спешил туда и вставал в очередь на резину.
    Дефицит был плох не только отсутствием товара или услуги. Дефицит развращал производителей (зачем гнаться за качеством — и так с руками оторвут), продавцов (зачем стараться — и так все купят да еще в ножки поклонятся), сервисменов (вот эта прокладка ужасно дефицитная, но так и быть, только для вас за отдельную плату …). Нормальная система торговли подменялась порочной системой распределения. Кто у кормушки — тот и в шоколаде. И, думается, это одна из причин равнодушного отношения народа к судьбе большой страны во время ее распада.

  15. Но Вам же дали абсолютные цифры производства — они на треть меньше. Этого мало?
    Я Вас не понимаю…
    Или Вы полагаете, что в рыночной экономике цена не определяется спросом?

  16. Прочитал свежий комментарий. Цитата: «В СССР был дефицит. И его можно было ликвидировать ценой.» Первое предложение правильное. Наконец-то автор признал, что дефицит был — а то сомневался. Второе — просто убойное. Во-первых, оно противоречит духу самой идеологии социализма, согласно которой жить должно становиться лучше и веселее. Во-вторых, чувствуется незнание реалий той жизни. Поймите, что кладовки в квартирах не ломились от залежей впрок закупленных товаров. Овощи если и гноили, то только на овощных базах. Той же колбасой не обжирались, ее просто кушали по утрам в виде бутерброда. Дефицит — это не результат скупки товаров в огромных количествах товаров несознательными гражданами. Это — отсутствие или труднодоступность самого необходимого как результат просчетов на уровне системы.
    Ну а мысль насчет поднятия цен для ликвидации дефицита просто смешна. Хорошо бы выглядело государство рабочих и крестьян, если вместо того, чтобы производить необходимое в нужных количествах, решало бы проблему задиранием цен.
    Хотя, не факт, что и это помогло бы. Хорошие итальянские или югославские сапоги стоили полторы-две месячные зарплаты (заметьте, в госторговле). И все равно были в дефиците, потому что лучше было отказывать себе в чем-то, откладывая с каждой зарплаты, потом поймать выброс дефицита, отстоять километровую очередь и несколько лет ходить в хорошей обуви, чем купить уродливое произведение советских обувщиков, мытариться с ним по ремонтам, натереть ноги и выкинуть. И насколько надо было поднять цену на колбасу, чтобы люди перестали ее есть? Что-то в Вашей теории хромает. Незачет.

  17. Дело не в том,что не все себе могут позволить мясопродукты,как раз сейчас с этим нет проблем даже для пенсионеров.Распределение произошло по качеству потребления.Если раньше в СССР все потребляли продукты примерно одного качества,изготовленные по ГОСТу,то сейчас есть колбаса по 50руб/кг,а есть и по 1000 руб/кг.Если статистике РСФСР можно доверять,то сейчас это просто сказки,огромное число мелких производителей никак не отражены в данных,а мясо и кобласные изделия и полуфабрикаты слабо связаны между собой.

  18. Есть простые факты. Первый состоит в том, что дефицит существовал. Второй в том, что его легко можно было ликвидировать, подняв цену. Вне зависимости от того, веселее становится жить или нет.
    Смысл же статьи в том, что нынешняя «демократия» громогласно гордится полными прилавками. А по сути вся эта полнота задается просто балансом спроса и предложения, а вовсе не блестящими успехами мясной промышленности. Такого «успеха» легко можно было достичь и в СССР.
    Ваш «незачет» зиждется на элементарном незнании азов ценообразования.
    А «хорошие итальянские сапоги» покупали несколько реже, чем колбасу, на них деньги копили. Как Вы представляете себе накопление денег на колбасу? Неужели покупать ее раз в год? Кроме того, завозились сапоги в очень малых количествах, и на всех желающих опять же не хватало.
    Низкие цены при давлении огромной денежной массы населения называется «скрытая инфляция», это закон экономики, не пытайтесь его опровергнуть.

  19. Там же есть абсолютные цифры производства — они на треть меньше. Этого мало?
    Я Вас не понимаю…

  20. Проверенный «марксист»,а такой безграмотный и ,мягко говоря ,непонятливый.Сардельки бывают очень вкусные,но «мясо» присутствует только в наименовании оных Но » марксистам» это не понять-если пахнут мясом ,значит мясные.

  21. Нужно еще учесть, что сейчас, кроме собственного, официального производства мясопродуктов, большой объем импорта мяса.

  22. Не забывайте, что в СССР колбаса была из мяса, а сейчас из сои.
    Загляните в деревню прежде, чем спорить, земля заросла её никто не возделывает,
    Если в 90г было 3000 голов в совхозе и 1000 у частников, то теперь
    всего 150 голов, по моему тут даже не поспоришь.

  23. Почему в СССР ничего не было?
    — А не работали нифига, водку квасили.
    А почему сейчас все есть?
    — А работать начали помаленьку.

  24. Почему ж тогда в тоннах на душу населения колбасы сейчас меньше?

  25. Так кто сказал, что меньше-то? Я-то почему лопаю ее (колбасу, масло, молоко…) в три горла, когда в прежне время только к празднику в пайке ее и видел? Аппетит у меня проснулся вдруг?
    Не, Аркадий, работать начали, просто работать — головой, руками…
    Что интересно, эту мою версию неожиданно подтвердил шеф-монтажник, австриец, году так в 2003 курировавший у нас строительство котельной. Через недельку пребывания на объекте он вдруг совершенно неожиданно для меня заявил — «О, в России люди стали работать!». К слову — предыдущий его приезд в Россию был в начале девяностых. Разница, видимо, была разительна.
    Да я и сам видел, как работали люди в тех же семидесятых — восьмидесятых. Особенно агропром — пьянка сплошная…
    Ну а статистика… Как-то нет у меня к ней доверия)))))

  26. Потому что производят на душу населения меньше. Вам, значит, достается, а кому-то денег не хватает.

  27. Ниалигарх, есичо. Совсем даже. Живу в областном центре на севере России.
    И что-то не слышал я от своего окружения о невозможности купить колбаски да маслица… В том числе и от отца, живущего на обычную российскую пенсию. А, да, мы, правда, еще с огорода дачного кое-чего имеем…)))
    Кстати, вопреки утверждениям о том, что все продукты в России нынче куплены за рубежом за нефтебаксы, на прилавках очень много всего местного производства — то же молоко и масло, например. В прошлые годы все это чудесным образом сметалось даже не с прилавков, а «из-под прилавков».
    Ну, а в отношении графиков…
    Ну не верю я статистике, тупо не верю. Сам по долгу службы не раз заполнял бланки статотчетности и примерно представляю степень достоверности. Да и в наше время, когда народ массово озабочен тем, чтоб не показать лишних сведений разного рода госконторам, вряд ли можно брать что-то реальное из статданных.

  28. 1. Народу в России сильно не убыло.
    2. Производство мясопродуктов в сравнении с советскими временами сейчас меньше почти на треть.
    Стало быть, люди просто меньше его покупают, это же очевидно. Несмотря на то, что Вы не слышали о невозможности купить.
    3. Если волевым методом уменьшить цену на ту же колбасу раз в пять-десять, она исчезнет с прилавков моментально, как в советские времена. Точно так же, как не так давно исчезала гречка, а до того — соль.
    4. «Верю — не верю» — понятия абстрактные. Все же других данных Вы предоставить не можете.

  29. 1. Да, наверное.
    2. Возможно. Но импорт все-таки имеет место быть, и немало его на прилавках. Так что Российское производство продуктов/ширпотреба вполне может быть меньше Российского потребления. На нефтебаксы тоже много чего покупают (пусть и не впрямую).
    3. Куда исчезнет? Затарят холодильники? Сгноят? Перепродадут из-под прилавка? Ну нет сейчас голода в России, едят сколько НУЖНО организму. Для экономии сейчас есть другие статьи семейного бюджета, ранее считавшиеся роскошью — например, могучая армия разнообразной современной бытовой техники, содержимое гардероба… да тот же автомобиль в утилитарном понимании уже не далеко не роскошь. Роскошь — марка автомобиля.))))
    4. Жить стало лучше. Чисто субъективно…))))))
    ЗЫ
    А вообще, Аркадий, коротка память человеческая. Еще в восьмидесятые покажи мне прилавки нынешние — я бы не поверил ни за что, это невозможно, это фантастика! Да если бы еще цены привести (в пересчете на нынешние зарплаты) — то они оказались бы примерно такими же. А в пересчете на мою, например, зарплату, так и вообще цены упали в разы. В сравнении с той же Москвой, кстати, не ахти сколько я и получаю.

  30. 2. Но импорт был всегда. Мясо завозили немалым объемом и в СССР. Импортные же колбасы сейчас по карману и вовсе малой прослойке, они значительно дороже, и их количество в общем объеме незначительно.
    3. Просто больше людей сможет купить. По 200 руб, грубо говоря, имеет возможность купить 60 человек, по 100 руб — 80 чел, по 50 руб — 100 человек. А магазин может предложить для 65 человек. Значит, кому-то не достанется. В глубинке у людей до сих пор есть зарплата по 5-6 тыс. руб, да и ту задерживают. О какой колбасе может идти речь?
    4. Еще раз: нынешнее обилие прилавках можно было организовать в 80-е в три дня, просто отпустив цены. Цены бы стали расти до тех пор, пока товар бы расходился.

    А память у людей действительно короткая. Чуть что — вспоминают прилавки. Забывая, что пустыми они были далеко не всегда, а только во времена Горбачева. И еще забывают, что в СССР была не самая худшая и реально бесплатная медицина, и одна из лучших в мире и тоже бесплатная высшая школа. Автомобиль — да был роскошью. А сейчас роскошью стало собственное жилье, что гораздо хуже.

  31. Очередь стала меньше, колбасы всем хватило, и на прилавках осталось лежать 20 кг! Нет дефицита! Но на самом деле 25 человек хотели купить колбасу, но у них не хватает денег. Вот им-то и не досталось! Если вчера 5 человек ушли домой без колбасы, то сегодня — 25!
    ____________________________________________________________________________________
    Дело в том что сейчас и стоимость «колбасы» относительно средней зарплаты стала ниже.

    _______________________________________________________________________________________________
    Андрей — 12/02/2012

    Самое интересное, при капитализме легковых автомобилей, даже в расчете на душу населения, стали делать не намного больше, во всяком случае, не в разы больше. В СССР, насколько я помню, легковых автомобилей делали более миллиона штук в лучшие времена.
    ____________________________________________________________________________________
    В СССР изготавливали до 1,2 млн.шт. легковых автомобилей. Причем значительная часть шла на экспорт, а население СССР было в два раза выше, чем сейчас у России. В 2008-ом году было произведено 1,4 млн. автомобилей. Т.е. только по произведенным автомобилям на душу население отличие более чем в два раза больше. Плюс сейчас много автомобилей импортируем, а экспортируем значительно меньше.
    ___________________________________________________________________________________________
    Аркадий Козлов — 11/03/2012

    Почему ж тогда в тоннах на душу населения колбасы сейчас меньше?
    ________________________________________________________________________________
    Через магазины сейчас колбасы продается раза в два больше, чем в РСФСР.

  32. Аркадий Козлов — 12/03/2012
    А память у людей действительно короткая. Чуть что — вспоминают прилавки. Забывая, что пустыми они были далеко не всегда, а только во времена Горбачева. И еще забывают, что в СССР была не самая худшая и реально бесплатная медицина, и одна из лучших в мире и тоже бесплатная высшая школа. Автомобиль — да был роскошью. А сейчас роскошью стало собственное жилье, что гораздо хуже.
    _________________________________________________________________________________
    Дефицит хлеба возник в начале 60-х годов, именно поэтому правительство СССР вынуждено было закупать пшеницу за рубежом за валюту. Которую впрочем брало в кредит, под обеспечение поставок углеводородного топлива.

    На времена Горбачева выпало снижение цен на нефть, и необходимость платить по долгам. В итоге социалистический рай закончился. Сейчас как известно Россия экспортирует зерно.

    Про жилье.
    В советское время собственного жилья вообще практически не было, оно было государственным. А люди жили в квартирах по договорам социального найма.
    Кроме того средняя обеспеченность жильем в 1990-ом году была 16кв.м/человека, сейчас более 22кв.м./человека.

  33. Как известно, и Россия, и СССР всегда и экспортировали и импортировали пшеницу, причем экспортировали дорогие сорта, а импортировали кормовые. Картина с тех пор мало изменилась. За тем исключением, что изрядная часть земель в Казахстане и на Украине сейчас находятся за границей.
    Дефицита хлеба не было, а был дефицит мяса. Как раз из-за недостатка кормов.
    Упади нефть сейчас со 100 долларов до 9, как было при Горбачеве, мгновенно подскочат цены на всё.
    Разница лишь в том, что сейчас инфляция и рост цен будут немедленными, и товары с прилавков не пропадут, а в СССР их попросту сметали, инфляция была скрытой. Только товары эти будут не по карману подавляющему большинству, вот и все.

    Что бы Вы предпочли — жить в квартире по соцнайму (а выгнать из нее практически было невозможно, она даже переходила по наследству, если кто-то был прописан), на 16 метрах, или копить семь миллионов на стандарнтую двушку в течение всей жизни? :-)
    Что Вы вообще пишете? Жилье стало роскошью — это по-Вашему нормально?

  34. Остается прикинуть среднюю зарплату. Возьмем одного члена совета директоров Лукойла с зарплатой 30 миллионов в месяц и 999 работяг из поселка Верхняя Салда Свердловской области с зарплатой 5000. Средняя зарплата получится (999*5000+30000000)/10000=34995, вполне достойная средняя зарплата. Но колбасу из этой 1000 человек может купить только один. Так что средняя зарплата в условиях расслоения общества — штука коварная.
    Откуда Вы взяли цифры, что вдвое больше?

  35. Как известно, и Россия, и СССР всегда и экспортировали и импортировали пшеницу, причем экспортировали дорогие сорта, а импортировали кормовые. Картина с тех пор мало изменилась. За тем исключением, что изрядная часть земель в Казахстане и на Украине сейчас находятся за границей.
    Дефицита хлеба не было, а был дефицит мяса.
    ________________________________________________________________________________
    По этому вопросу можете поинтересоваться здесь:
    http://www.agropressa.ru/index.php?page=view&r=20&s=0

  36. Упади нефть сейчас со 100 долларов до 9, как было при Горбачеве, мгновенно подскочат цены на всё.
    Разница лишь в том, что сейчас инфляция и рост цен будут немедленными, и товары с прилавков не пропадут, а в СССР их попросту сметали, инфляция была скрытой.
    ____________________________________________________________________________

    Доллар сейчас не тот. Поэтому падение до 9 долларов не будет. А то падение что реально, было продемонстрировано в 2009-ом году. Так-что можем ориентироваться на данные 2009-ого года.
    ___________________________________________________________________________________

    Что бы Вы предпочли — жить в квартире по соцнайму (а выгнать из нее практически было невозможно, она даже переходила по наследству, если кто-то был прописан), на 16 метрах, или копить семь миллионов на стандарнтую двушку в течение всей жизни?
    _______________________________________________________________________________
    Во первых соц.найм никуда не делся. Можно получить жилье от государства. Во вторых, если вы купили квартиру вы ее можете продать, а не оставить государству при переезде в другой населенный пункт.
    ____________________________________________________________________________________
    Жилье стало роскошью — это по-Вашему нормально?
    _______________________________________________________________________________
    Да рынок жилья ИМХО несколько перегрет, это не совсем нормально.
    _______________________________________________________________________________________
    Остается прикинуть среднюю зарплату. Возьмем одного члена совета директоров Лукойла с зарплатой 30 миллионов в месяц и 999 работяг из поселка Верхняя Салда Свердловской области с зарплатой 5000. Средняя зарплата получится (999*5000+30000000)/10000=34995, вполне достойная средняя зарплата._________________________________________________________________________________
    Да сейчас дифференциация доходов несколько выше, чем была в СССР. Но колбасу из этой 1000 человек может купить только один.
    _________________________________________________________________________________
    Тот который зарабатывает 30 000 000 он много колбасы не съест, поэтому производитель колбасы вынужден ориентироваться на других покупателей
    ___________________________________________________________________________________
    Откуда Вы взяли цифры, что вдвое больше?
    ___________________________________________________________________________________
    Из стат данных.
    Продажа мяса и птицы в 1991-ом году 3,6 млн.т. в 2010-ом 5,5 млн.т.

  37. Вопрос ведь не в том, упадет цена или нет, а в том, что будет, если она упадет. А будет рост цен.

    Сейчас по соцнайму квартиры выдают очень малой прослойке, а вовсе не всему населению. Как правило, это ветхое жилье и где-нибудь в очень неудобном месте. Так, как раньше — целыми кварталами бесплатное жилье никто не строит.
    Скажите, у вас есть деньги, чтобы купить квартиру, просто чтоб было где жить? Ну а если нет, зачем говорить о том, что можно продать?

    Тем не менее, жилье является роскошью, и это гораздо хуже, чем роскошь-автомобиль.

    Да пусть производить хоть заориентируется — при зарплате 5000 любая колбаса — роскошь, ее покупают по чуть-чуть к большим праздникам. Она превратилась для целой категории людей из простой еды в лакомство. По сути, в таких поселках, где есть один небольшой завод, народу деваться некуда, даже жилье не продашь, оно там стоит копейки, и люди вынуждены там жить. Владелец заводика этим, естественно, пользуется и снижает зарплату до минимума. Попросту, он это население грабит. Вот Вам светлый лик капитализма.

    Динамика индекса объёма продукции сельского хозяйства в России в 1990—2008 годах, в процентах от уровня 1990 года — график http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/e/ea/IPSSRF.png
    Сбор зерновых культур в России в 1990—2009 годах, млн тонн: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/4/42/SZKRF19902009.png
    Динамика производства мяса, включая субпродукты I категории, в России в 1992—2008 годах, в млн тонн: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/c/c6/MEATRF.png
    Как видите, никакого бешеного прироста зерновых нет (несмотря на экспорт пшеницы), а мяса в 2008 произвели чуть не вдвое меньше, что в 1992-м.

  38. Сейчас по соцнайму квартиры выдают очень малой прослойке, а вовсе не всему населению.
    _________________________________________________________________________________
    По закону в очередь на социальное жилье могут поставить тех у кого нет в собственности недвижимости.
    ________________________________________________________________________________
    Как правило, это ветхое жилье и где-нибудь в очень неудобном месте
    _________________________________________________________________________________
    Про ветхое жилье не знаю, у нас в городе выдают новые квартиры, конечно не в центре города.
    _______________________________________________________________________________
    Скажите, у вас есть деньги, чтобы купить квартиру, просто чтоб было где жить?
    _______________________________________________________________________________
    Современные деньги это чей-то долг. Взять деньги в долг и купить жилье я могу себе позволить.
    ____________________________________________________________________________________
    Да пусть производить хоть заориентируется — при зарплате 5000 любая колбаса — роскошь, ее покупают по чуть-чуть к большим праздникам. Она превратилась для целой категории людей из простой еды в лакомство. По сути, в таких поселках, где есть один небольшой завод, народу деваться некуда, даже жилье не продашь, оно там стоит копейки, и люди вынуждены там жить. Владелец заводика этим, естественно, пользуется и снижает зарплату до минимума. Попросту, он это население грабит. Вот Вам светлый лик капитализма.
    _______________________________________________________________________________
    Это имеет место быть, в рамках закона соотношения спроса и предложения. Реально в СССР тоже было полно народу работающего за 50..70р/месяц. Правда если в 85-ом году выше средней зарабатывали 40% работающих, то сейчас выше средней зарабатывают всего 30% работающих.
    Если верить официальным данным по инфляции то с 1985-ого года цены выросли в 73 раза (с учетом деноминации 1997-ого года). Для примера 93-ий бензин тогда стоил 0,4р/л, если учесть инфляцию то 29,2р/л. Бензин сейчас примерно так и стоит (даже чуть дешевле). Одни товары по стоимости обогнали инфляцию (например хлеб), другие намного отстали (например автомобили, бытовая техника).
    Так вот если учесть инфляцию в 73 единицы, и среднюю зп. в 1985-ом году в 180р/мес. то сейчас она бы составила 13,1т.р/мес. А эту зп сейчас зарабатывают уже почти 60% работающих. Правда тут надо отметить что инфляция по социально значимым товарам и услугам, общественный транспорт, хлеб, молоко, коммуналка заметно выше, из-за отмены государственных дотаций.
    __________________________________________________________________________________
    Сбор зерновых культур в России в 1990—2009 годах, млн тонн: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/4/42/SZKRF19902009.png
    Как видите, никакого бешеного прироста зерновых нет (несмотря на экспорт пшеницы), а мяса в 2008 произвели чуть не вдвое меньше, что в 1992-м.
    ________________________________________________________________________________
    Во первых там много приписывали, а в последствии гноили это государственное зерно (чтоб скрыть приписки). А сейчас оказывается сельхозпроизводитель не заинтересован гноить зерно. Поэтому при том-же уровне производства зерна, сейчас мы не импортируем зерно, а экспортируем. Кроме того за 20 лет в 1,5 раза снизились посевные площади, т.е. прямое уменьшение затрат на обработку земли и 1,5 кратное увеличение урожайности.

  39. Вы же понимаете, одно дело — поставить на очередь, другое дело — получить жилье. Объемы бесплатной застройки уменьшились многократно.

    Это значит лишь то, что Вы можете себе позволить роскошь. Основной массе людей роскошь в виде квартиры недоступна.

    Это инфляция в 73 единицы. А реально она больше раза в два, если не в три.

    Да ладно Вам, приписывали гноили… Оно бывало, но не в таких масштабах, чтобы сказалось на цифрах явно.
    Потому и нет импорта, что импортировали зерно кормовое, для скота. Ну а поскольку мяса производят вдвое меньше, то и скота имеется меньше, потому и импорт не нужен. Импортируют вместо зерна мясо, что дороже.

  40. Вы же понимаете, одно дело — поставить на очередь, другое дело — получить жилье. Объемы бесплатной застройки уменьшились многократно.
    __________________________________________________________________________________
    У нас по работе коллега за 4-ре года стояния в очереди получила соц. жилье.
    _________________________________________________________________________________
    Это значит лишь то, что Вы можете себе позволить роскошь. Основной массе людей роскошь в виде квартиры недоступна.
    ________________________________________________________________________________
    Если это так, то где основная масса людей живет?
    _____________________________________________________________________________________
    Это инфляция в 73 единицы. А реально она больше раза в два, если не в три.
    ______________________________________________________________________
    Если судить по стоимости жигулей седьмой модели, то инфляция не в три раза выше, а в три раза меньше.
    _________________________________________________________________________________
    Тут вопрос веры. Факт остается. СССР брал валюту в кредит на западе, покупал зерно на западе за эту-же валюту (т.е. по сути не мог себя прокормить). Сейчас Российское правительство кредитов на западе не берет, зерно не импортирует, а экспортирует.
    Уменьшение посевных площадей в 1,5 раза при той-же производстве зерна, осталось Вами как-то не прокомментировано. Как это понимать? Наверное надо понимать так, что российская экономика на столько слаба, что не может обрабатывать столько земли, как это делалось в СССР. Также- как и производство мяса, производилось его в два раза больше, а продавалось в магазинах почему-то в 1,5 раза меньше.
    В кризисном 2009-ом году было продано легковых автомобилей в России больше, чем в лучшие годы было продано во всем СССР. Хотя производство автомобилей в 2009-ом году было далеко до рекордов СССРа.
    Можно конечно углубиться и объяснить почему так получилось.

  41. Вашей коллеге просто несказанно повезло. Однако это как раз тот случай, когда исключение лишь подтверждает правило.

    Живут кто где. Важно, что купить жилье подавляющему большинству людей не по карману. И только одно это перевешивает все «достижения» демократии

    А Вы судите по оптовой стоимости седьмой модели, ВАЗ продавал ее государству за 1300 рублей. Или по детской одежде. Или по квартплате и медобслуживанию. Почему Вы берете именно седьмую модель? Да потому, что отпускная цена Жигулей вообще, а семерки особенно, была многократно завышена. Считать по ней — неприкрытой лукавство.

    Так. Давайте с самого начала. Производство зерна в РФ с советских времен осталось фактически на прежнем уровне. Раньше зерно закупали, теперь — перестали. Учтем, что такие республики, как Казахстан и Украина выдавали зерна в количестве, которого хватало на все республики, кроме РФ. Итак, зерна выращивают столько же, импорта нет, экспорта полно. Откуда бы? Неужели население перестало есть хлеб? Но это невозможно. Я уже писал Вам, но Вы, видимо, пропустили мимо ушей, что СССР импортировал зерно точно так же, как сейчас, и экспортировал тоже. Причем экспортировал — кормовое, нужное для скота. Ну а поскольку сейчас скота мало, то экспортировать зерно для него просто нет необходимости. Вместо него экспортируют прямо мясо, что гораздо накладнее.
    Уменьшение площадей не нуждается в особых комментариях, тут и так все ясно. Новые сорта хлеба, отказ от зон рискованного земледелия легко компенсируют потери земель, ведь потеряны не золотые кубанские пашни, а уральские и смоленские площади, где сроду нормальных урожаев и не бывало. Тем не менее, урожайность зерновых в России и сегодня чуть не вдвое хуже, чем на Западе.
    Не могли бы Вы дать ссылку по поводу проданного в магазинах мяса? Я таких цифр просто не нашел.
    И что, что продано больше автомобилей? Ну они стали намного дешевле. Разе это как-то компенсирует бесконечное падение уровня обучения и здравоохранения, с одновременным удорожанием того и другого? А также цены на жилье? Колбаса с автомобилем — не все, что надо человеку.

  42. А Вы судите по оптовой стоимости седьмой модели, ВАЗ продавал ее государству за 1300 рублей. Почему Вы берете именно седьмую модель? Да потому, что отпускная цена Жигулей вообще, а семерки особенно, была многократно завышена. Считать по ней — неприкрытой лукавство.
    _______________________________________________________________________________________
    Хммм.. интересная логика. Если государство закрывает рынок от конкурентов и продает втридорога это считается правильным социальным устройством. А если акулы капитализма продают этот-же товар по цене в три раза меньше (относительно общей официальной инфляции т.е. изменения цен продажи) это называется «достижения» демократии. И если приводим соотношение цен продажи, идет обвинение во лжи. Я не понял в чем лож.
    Хотя могу предположить, что ранее в СССР всё экономическое устройство было для производства, а сейчас экономическое устройство идет для потребителя. Суть мыслей идет разная.
    __________________________________________________________________________________
    А Вы судите по стоимости детской одежды
    __________________________________________________________________________________
    По стоимости детской одежды судить не могу, надо цены на нее в СССР искать. Из одежды можно сравнить по стоимости джинсов. В СССР они стоили 120р, сейчас 1000р. Т.е. рост цен на джинсы отстал раз в 9 от общей инфляции.
    Да и я уже писал что датируемые государством цены, а сейчас то что перестало датироваться цены выросли более чем средняя инфляция (опять таки подсчитанная государственными органами).
    ________________________________________________________________________________________
    Так. Давайте с самого начала. Производство зерна в РФ с советских времен осталось фактически на прежнем уровне. Раньше зерно закупали, теперь — перестали. Учтем, что такие республики, как Казахстан и Украина выдавали зерна в количестве, которого хватало на все республики, кроме РФ. Итак, зерна выращивают столько же, импорта нет, экспорта полно. Откуда бы? Неужели население перестало есть хлеб? Но это невозможно.
    ___________________________________________________________________________________
    Во первых мы уже с вами выяснили, что сейчас сохраняют зерно более лучше. Во вторых в СССР хлеб датировался, в следствии чего личным подсобным хозяйствам дешевле домашний скот кормить хлебом из магазина, а не комбикормами закупаемыми у государства. Т.е. из высококачественного зерна изготавливали хлеб, государство покрывало часть стоимости, а потом этот хлеб скармливали скоту (я так понимаю это очень экономически эффективный процесс). Поэтому действительно потребление хлеба населением уменьшилось (несмотря на то что вы считаете это невозможным).
    Если-бы было так как говорите Вы, тогда СССР не наращивал-бы постоянно импорт зерна.
    __________________________________________________________________________________
    Уменьшение площадей не нуждается в особых комментариях, тут и так все ясно. Новые сорта хлеба, отказ от зон рискованного земледелия легко компенсируют потери земель, ведь потеряны не золотые кубанские пашни, а уральские и смоленские площади, где сроду нормальных урожаев и не бывало.
    __________________________________________________________________________________
    Тут два замечания:
    1. Почему этого не было сделано в СССР (СССР нуждался в зерновых).
    2. Урожайность в уральских и сибирских регионах так-же выросла в 1,5 раза.
    ____________________________________________________________________________________
    Не могли бы Вы дать ссылку по поводу проданного в магазинах мяса? Я таких цифр просто не нашел.
    ___________________________________________________________________________________http://www.gks.ru/free_doc/doc_2011/year/pril_year2011.xls
    стр.19. строчка 21

  43. Да все просто. Были товары первой необходимости, а были те, которые считались роскошью. Перекос цен был в однозначен, одних товаров в пользу других. Часть товаров продавалась даже ниже себестоимости. Акулы же капитализма никогда и ничего не продают себе в убыток.
    В чем ложь? Да в том, что за выходом автомобилей и джинсов из разряда роскоши стыдливо прячется незатейливый факт, что сейчас роскошью стало просто заболеть.

    Экономическое устройство было для производства не имеет смысла :-)

    А Вы судите по стоимости детской одежды
    Вы, видимо, все же специально выбираете именно 2107 и именно джинсы — самый выгодный для Вас товар, цены на который были явно завышены. Это не есть объективный подход, не так ли?
    Ну а например купе в поезде Москва-Екатеринбург с 15 рублей выросло до 4000-5000, в зависимости от поезда. Это не в 9, а в 300 раз. Детская одежда и обувь выросли тоже в 300-500 раз.

    Вы не в курсе, что комбикормами и силосом кормили только колхозный скот, а свой — кормили и кормят сеном?
    Насчет «гноили» не «мы с Вами выяснили», не надо передергивать, это было Ваше единоличное утверждение, на которое я отвечал, что оно сильно преувеличено. Опять необъективный подход. Зачем пытаться перевирать слова в свою пользу? Это неэтично.

    Потребление хлеба населением если бы уменьшилось, начался бы просто голод. Твердые сорта пшеницы не идут на корм скоту и никогда не шли. А тот самый комбикорм, про который Вы говорите, он делается как раз из кормового зерна в своей основе. Того самого, который импортировали.

    1. СССР нуждался в кормовом зерне, а пшеницу он экспортировал.
    2. Вы просто совсем не в курсе, видимо… Зона рискованного земледелия тем и отличается, что год на год очень сильно не приходится. В один год Вы можете получить отменный урожай, в другой просто не получить ничего, несмотря на технологии. Погода такая просто. Поэтому рост урожайность на Урале вовсе ничего не значит, сегодня он есть, было несколько лет хорошей погоды, а завтра — нету.
    Ну а говорить, что в Сибири урожайность выросла на Х процентов так же правильно, как говорить, что в Африке вырос сбор бананов. Сибирь настолько велика и разнопланова, что сравнима со всей Африкой. :-)

    В целом же ворам и взяточникам жить стало намного лучше. А простому народу — хуже. Вот и всё.

  44. А Вы судите по стоимости детской одежды
    Вы, видимо, все же специально выбираете именно 2107 и именно джинсы — самый выгодный для Вас товар, цены на который были явно завышены. Это не есть объективный подход, не так ли?
    ____________________________________________________________________________________
    Сравнение цен 2107 и джинсов появилось после Вашего заявления, что цены выросли раза в три выше чем официальная инфляция. И я просто привел примеры что это далеко не так, и что есть обратные примеры. Поэтому сравнение цен по товарам и услугам датируемыми государством является ИМХО не корректным.
    __________________________________________________________________________________
    Вы не в курсе, что комбикормами и силосом кормили только колхозный скот, а свой — кормили и кормят сеном?
    __________________________________________________________________________________
    Правильно собственный скот не кормили комбикормами т.к. они были дороги. Я был в деревнях в советское время и сам лично видел как кормили скот белым хлебом. Я это наблюдал и в поволжских деревнях и в Сибири.
    _____________________________________________________________________________________
    Потребление хлеба населением если бы уменьшилось, начался бы просто голод.
    ___________________________________________________________________________________
    Я вам привел ссылку, в которой четко видно что продажи хлеба с 1991-ого года резко упали с 18 млн.т. на около 13млн.т. Голода как видим нет.
    ______________________________________________________________________________________
    Твердые сорта пшеницы не идут на корм скоту и никогда не шли. А тот самый комбикорм, про который Вы говорите, он делается как раз из кормового зерна в своей основе. Того самого, который импортировали.
    _____________________________________________________________________________________
    Если бы это было так, то проблем с хлебом в магазинах 60-х годов не было. А эти проблемы были. Очевидцы пишут что были карточки на хлеб, причем объем отпускаемого хлеба был незначителен.
    ____________________________________________________________________________________
    Насчет «гноили» не «мы с Вами выяснили», не надо передергивать, это было Ваше единоличное утверждение, на которое я отвечал, что оно сильно преувеличено. Опять необъективный подход. Зачем пытаться перевирать слова в свою пользу? Это неэтично.
    ____________________________________________________________________________________
    Неужто это было у вас утверждаете что зерно не гноили? Я прочитал что факт гноения зерна зафиксирован, остались вопросы только в масштабах.
    ____________________________________________________________________________________
    1. СССР нуждался в кормовом зерне, а пшеницу он экспортировал.
    _____________________________________________________________________________________
    Это не так. Привожу выкопировку из статьи :»Закупки зерна Советским Союзом, составлявшие в 1970 г. 2,2 млн т, к 1982 г, возрастают до 29,4 млн т. и достигают максимума (46 млн т) к 1984 г.

    В 1980-х годах XX в. на закупки Советского Союза приходилось более 15 % мирового импорта зерна. По объему его импорта страна далеко опережает других крупных импортеров.

    К середине 1980-х годов каждая третья тонна хлебопродуктов производилась из импортного зерна. На зерновом импорте базировалось производство животноводческой продукции. СССР был вынужден заключать долгосрочные соглашения о поставках зерна, взять обязательства ежегодно закупать не менее 9 млн т в США, 5 млн – в Канаде, 4 млн – в Аргентине, 1,5 млн т – в Китае.»
    http://fictionbook.ru/author/egor_timurovich_gayidar/gibel_imperii/read_online.html?page=10
    ________________________________________________________________________________________
    2. Вы просто совсем не в курсе, видимо… Зона рискованного земледелия тем и отличается, что год на год очень сильно не приходится. В один год Вы можете получить отменный урожай, в другой просто не получить ничего, несмотря на технологии. Погода такая просто. Поэтому рост урожайность на Урале вовсе ничего не значит, сегодня он есть, было несколько лет хорошей погоды, а завтра — нету.
    ___________________________________________________________________________________
    А что мешает сравнить урожайности в урожайные годы. Например 1990-ый и 2008-ой годы? Тогда проблему неурожайного года снимаем.

  45. Ну так я с Вам пример беру. Если Вы стараетесь поддержать свою точку зрения необъективностью, Вы вынуждаете собеседника показать, что необъективность есть и что она явная. В данном случае — это детская одежда. Два разнополюсных примера со всей очевидностью показывают, что джинсы и ж-д билеты брать в качестве уровня инфляции неправомерно. В одном случае рост цены в 9 раз, в другом — в 500 раз. Посему брать надо некую среднюю потребительскую корзину товаров и услуг. Если не включать роскошь в виде медицины и жилья, то инфляция получается примерно в 200 (не в 9 и не в 500 раз, а только в 200) раз. А если случиться кому-то заболеть, или взбредет жить в собственной квартире, или втемяшится учиться — то тут уже может дойти до астрономической разницы, тут цифрой 500 не обойтись. Так что джинсы, конечно, здорово, но одними ими никак не обойдешься для объективности оценки.

    Белый хлеб в деревнях (на Урале, в Черноземье, в северном Казахстане, и тоже в Сибири) колхозники если сами, это был дорогой хлеб, помнится, по 46 копеек. Кроме него в магазинах и на пекарнях продавали хлеб черный, кормовой, с отрубями, по 16-18 копеек. Вот им-то и подкармливали скот. Не кормили, заметьте, а лишь подкармливали. Буханка в день или меньше на крову и пару свиней. Кормили же сеном, а еще — картофельными очистками и вообще остатками со стола. Если не хватало — вареной картошкой (картошки всегда было вдоволь). Хлеб давали потому что там витамины и всякие другие полезности, которые животному нужны для здоровья. Если бы Вы пожили в деревне немного, Вы бы это знали.

    Комбикормами не кормили частную скотину потому что они были дороги. Хотя и дешевле хлеба. Ну и потому что хватало сена и всяких объедков. И картошки.

    В Вашей ссылке не указано, какого именно хлеба. Кроме того, надо знать, сколько муки и зерна продано населению, это все тоже входит в понятие «хлеб». С 18 до 13 — это очень большая разница. Выходит, люди стали меньше есть хлеба. Значит, где-то голод все же есть?

    Какая связь между очевидцами, 60-ами, карточками и тем, что твердыми сортами скотину не кормят? Да действительно, недавно, в 2007 году, Россия продала зерна на рекордную сумму – 3,7 миллиардов долларов, но что за этой суммой скрывается? Во-первых, 2007 год был одним из самых урожайных за все время существования современной России. Во-вторых, продавали излишки, которые появились после заполнения всех элеваторов и складов. И, в-третьих, если СССР покупал зерно мягких сортов для корма скота, то в России кормить, собственно говоря, не кого. Сельское хозяйство в упадке. Фермы, которые раньше трещали по швам из-за избытка крупного рогатого скота, свиней и курей на сегодняшний день стоят полуразрушенные и за их стенами гуляет ветер. Кого кормить? Некого. Значит, закупать зерно не надо.
    Россия не только продает, но и покупает продукцию сельского хозяйства. И если в том же 2007 году зерна было продано на 3,7, то закуплено на 27,6 миллиардов долларов. И вот что самое интересное закупает Россия в основном – мясо. Так было закуплено свинины на 1,5 миллиардов долларов, а куриного мяса треть из всего производимого в США. И в данном моменте всплывает вполне обоснованный вопрос о профессионализме российских экономистов. Зерно ушло на экспорт по цене 250 долларов за тонну, а свинину покупали по 2500 долларов за ту же тонну. Где же в этих цифрах здравый смысл? Где громкие заявления о развитии экономики благодаря грамотным экономистам? Вместо того чтобы проданное за копейки зерно пустить на корм скота и обеспечить собственные нужды сравнительно дешевым мясом Россия поднимает сельское хозяйство других странах. Во время так называемого «застоя» население СССР составляло 300 миллионов человек, и государству было вполне достаточно закупить продовольствия на 15 миллиардов долларов для удовлетворения внутренних потребностей. В России проживает 140 миллионов человек, и страна закупает продовольствия на 27 миллиардов долларов. Разница очевидна и свидетельствует она явно не в пользу современной России.

  46. В одном случае рост цены в 9 раз, в другом — в 500 раз. Посему брать надо некую среднюю потребительскую корзину товаров и услуг.
    _________________________________________________________________________________
    Именно так гос.органы и поступают при вычислении инфляции.
    ___________________________________________________________________________________
    Если не включать роскошь в виде медицины и жилья, то инфляция получается примерно в 200 (не в 9 и не в 500 раз, а только в 200) раз
    _________________________________________________________________________________________
    Можно поподробней о методике вычислений?
    ____________________________________________________________________________________-
    Белый хлеб в деревнях (на Урале, в Черноземье, в северном Казахстане, и тоже в Сибири) колхозники если сами, это был дорогой хлеб, помнится, по 46 копеек. Кроме него в магазинах и на пекарнях продавали хлеб черный, кормовой, с отрубями, по 16-18 копеек. Вот им-то и подкармливали скот. Не кормили, заметьте, а лишь подкармливали. Буханка в день или меньше на крову и пару свиней.
    __________________________________________________________________________________
    Значит и у вас отложилось что скоту скармливали хлеб. Из моих воспоминаний, я сам лично покупал ежедневно по 8 буханок белого хлеба (где-то по 20 коп), который в основной массе шел на корм скоту.
    ___________________________________________________________________________________
    Зерно ушло на экспорт по цене 250 долларов за тонну, а свинину покупали по 2500 долларов за ту же тонну. Где же в этих цифрах здравый смысл? Где громкие заявления о развитии экономики благодаря грамотным экономистам?
    _____________________________________________________________________________________
    По вашему мнению сколько надо потратить растительности чтоб вырастить 1 кг свинины?

  47. Но Вы поступали не так, беря в пример выгодные для Вашей позиции товары. Что нельзя назвать объективной точкой зрения.

    Да какая методика? В маленьких больницах на периферии сейчас даже анализ крови бесплатно берут только по трем параметрам, потому как государство сильно экономит, и просто запрещает исследование более, чем по трем параметрам. А такой анализ не имеет смысла априори, в нем слишком мало информации, надо по меньшей мере 9 параметров. А это уже за деньги. Сколько бы ни стоил анализ, в СССР он был бесплатным. Значит, стоимость обычного анализа крови выросла в бесконечное число раз. Любопытно, что качество и технология анализа практически не изменились.
    Я помню, что ежегодно проводился медосмотр, для всего состава предприятия, туда входило множество исследований, практически целый день приходилось ходить по врачам и сдавать всякие анализы. Загоняли на медосмотр чуть ли не силой. Это методику переняли в Европе и в Японии, может, еще где-нибудь. Результат она даёт — люди болеют гораздо реже, потому как удается отловить множество болезней на ранней стадии. Японцы, например, умудрились практически изжить раковые заболевания. В современной России такой профилактики нет. А как оценить в деньгах здоровье нации?
    То же самое с жильем. Раньше более 90% населения жило в бесплатном жилье. Во сколько раз выросла цена? В бесконечность.

    Ну а 200 раз получается по примерной потребительской корзине. Та же докторская колбаса по 2р30к сейчас стоит 400 руб в дешевом супермаркете.

    Еще раз повторю: Хлебом скот не кормили, а подкармливали, это большая разница. Хлеб был кормовой, дешевый, чёрный. Ребенком я каждое лето жил в деревне у бабушки, и мне приходилось и кормить корову, и косить сено, и т.д. Белый хлеб в деревнях был дорогой — 40-45 коп, во всей стране, по 20 коп хлеб продавался только в городах. Городская буханка была значительно меньше по размеру и, видимо, другая по качеству. Белый хлеб в деревенских магазинах НЕ ОТПУСКАЛИ в одни руки в больших количествах, 2-3 буханки — это максимум. Белый хлеб, кроме прочего, сильно дороже, чем комбикорм.
    Вы просто не знаете, как жили в деревнях, потому и рассказываете, как скоту скармливали хлеб. И как Вы покупали по 8 буханок белого хлеба. Вообще, кормить таким хлебом скот мог только полный тунеядец или алкоголик. При деревенских зарплатах тратить 40-50 руб в месяц на хлеб для скота?

    ___________________________________________________________________________________
    Зерно ушло на экспорт по цене 250 долларов за тонну, а свинину покупали по 2500 долларов за ту же тонну. Где же в этих цифрах здравый смысл? Где громкие заявления о развитии экономики благодаря грамотным экономистам?
    _____________________________________________________________________________________
    По вашему мнению сколько надо потратить растительности чтоб вырастить 1 кг свинины?
    _____________________________________________________________________________________
    По Вашему, Запад продает мясо в убыток? Или Вы не в курсе, что такое прибавочная стоимость?

    В целом же можно смело резюмировать, что лучше в материальном смысле по всем параметром в России стала жить весьма тонкая прослойка, примерно 10% населения. Это те, которые могут позволить себе собственное жилье и хорошее медобслуживание и образование. В нашей стране подавляющее большинство этих людей — воры и взяточники. Увы.

  48. Не хотел вступать в спор. Но похоже придется.
    Мне 32 года. В 1989 году мне было 10 и я прекрасно помню как стоял в очереди безочередных за хлебом, у нас многодетная семья и чтобы из очереди тебя вредный старикашка не выгнал, я бал с собой братика и сестренку. Обоих сажал в одну коляску и вперед. Талоны это такая вещь, про которую почему-то все забыли. Что такое талоны? Это распределение социального блага равномерно при СССР. Чтобы случайно ты не купил две буханки хлеба или два пакета молока. Причем чтобы купить хлеб нужно очередь было занимать за час до прихода машины и ждать её разгрузки. Приходишь, занимаешь очередь примерно 20-м 30-м. Почему не первым, а бабульки-дедульки, которым нечего делать пришли с утра. если придти у моменту, когда машину разгрузили, то хлеба не хватит, а в очереди ты будешь 1155-м. Очень скучаю правда по советскому лимонаду, он был всегда. Мы еще выбирали бутылки без осадка. Знали бы мы как этот осадок будет ценен. Отец военный, как то он в роту принес фотографию сына (меня) на заднем плане была сфоткана волга, чья-то млять волга. Так вот ему суд чести устроили, откуда у него деньги и связи на такую машину, к начШтаба на ковер вызывали. Мы по сей день не знаем чья волга, фото хранится в альбоме как память об СССР. Можно много хаять как было раньше, было много хорошего, наверное. По крайней мере престиж страны. Сейчас людям кость кинули и все сыты. Вы скажете, не все. Я тоже так думал после института. Сейчас, повторюсь, мне 32 и на все заработал (не украл, точно не украл). В нынешнее время дают возможность заработать. Другое дело не все хотят. Спорить тут бесполезно. Доказать могу только одним способом. Журнал автомобильный. Давайте об автомобилях.
    1) Пробки на дорогах от обилия автомобилей. Значит могли купить. В отличие от квартир, два автомобиля одной задницей не поводишь. Значит практически все автомобили с владельцем.(Или наемные водители при деле). Разговоры о кредите считаю необоснованными, раз дали кредит, значит заработок позволяет.
    2) Автомобиль стал общедоступен. Сносный жигуль, о котором мечтали деды стоит тысяч 20. (одна месячная зарплата многих заводчан например)
    3) Раз автомобили едут, их заправляют. Значит есть на что. Страховки, техосмотры покупают.
    ВЫВОД: Население жалуется больше чем есть на самом деле. Это называется одним словом. ЗАЖРАЛИСЬ!!!

  49. В том и дело, что Вы застали самые плохие годы, когда и ввели талоны. И у Вас сложилось впечатление, что в СССР так было всегда. А на самом деле тотальный дефицит был более всего вызван падением цен на нефть, аж до 9 долларов. Если она сейчас вдруг свалится со 100 долларов до 10 — будет то же самое. Талоны.
    Ну а на все Ваши посылы под номерами 1-3 ответ простой. Произошло перемещение центра тяжести. Раньше роскошью были автомобили и джинсы. Сейчас роскошь — жильё, образование и медицина.
    Ну а насчет Волги на заднем плане — идиотов всегда хватало при любом режиме, они и сейчас есть.

  50. Всё бы ничего, если б не одно но… Вы забыли о ценообразовании на продукты питания, товары длительного спроса и повседневные товары. При СССР был перекос, теперь его нет, поэтому сейчас одни товары стоят дороже, чем при СССР, а другие — дешевле.

Прокомментировать

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *