Порядочный ГАИшник: невозможное возможно?

05/08/2011 в Разные разности 309 33

Факт 1.

Минэкономразвития и фонд «Общественное мнение» в ходе исследования выяснили, что объем рынка бытовой коррупции в России составляет 164 млрд. рублей. 25% приходится на ГИБДД, это 41 миллиард. В ГИБДД считают, что изменить эту ситуацию можно. Для этого нужно менять восприятие госавтоинспекторов и заниматься «воспитанием» сотрудников ДПС.

Факт 2.

Дмитрий Медведев высказал пожелание, чтобы ГИБДД были «полностью укомплектованы квалифицированными и порядочными сотрудниками»

Встает закономерный вопрос — где взять порядочных людей? И второй вопрос — как они смогут прижиться в ГИБДД? Иными словами, насколько долго они смогут оставаться порядочными, работая в этой структуре? Мне почему-то кажется, что ничего не выйдет при сложившихся обстоятельствах. Низкая зарплата, круговая порука, палочная система (об этом ниже) и слабая ответственность за безопасность движения приводят к тому, что инспекторам выгодно устраивать засады в так называемых кормушках, чтобы ошкуривать незадачливых водителей. Не злостных нарушителей, заметьте, а именно незадачливых. Потому что порой разметка или знаки устроены так, что незнакомый с конкретным участком дороги водитель невольно нарушает ПДД. Ну или, скажем, знак «40» на шоссе. Его повесили когда шел ремонт, а потом, когда дорогу починили, знак снять забыли. Грех не устроить засаду в этом месте, не правда ли?

О том, какие деньги имеет со взяток инспектор, ходят легенды. Учитывая, что зарплата у них маленькая, нетрудно догадаться, что идут служить в инспектора с целевым назначением заработать на взятках. Разумеется, не все поголовно, но ведь немало их — таких, изначально нацеленных на поборы.

Пару слов о палочной системе. Каждое подразделение ГИБДД должно каким-то образом отчитываться перед вышестоящим начальством о проделанной работе. В том числе — о поддержании порядка на дорогах. Нагляднее всего это сделать по количеству задержанных правонарушителей. Скажем, по количеству отнятых «прав» за выезд на «встречку». Поскольку отчет руководству предоставить надо, в определенные дни месяца инспектора, прекрасно зная места на своем участке, где водители массово (и часто невольно) нарушают ПДД, едут в это самое место, где и собирают за вечер-другой месячный план по отъему «прав». Причем в эти дни они и взятки не берут. Правонарушения отмечаются в особом журнале палочками, оттого система так и называется — палочная. Ну и кому нужен этот формализм? Да по большому счету — никому.

И что делать в этой ситуации? Есть ли выход из порочного круга?

А может и есть. Смотрите сами: на взятки в ГИБДД уходит 25% от коррупционного рынка. Это 41 миллиард рублей в год! Это те самые деньги, которые перетекают из наших с вами карманов в карманы товарищей с жезлами. Учитывая, что в России 32 миллиона легковушек и еще 5 миллионов грузовиков, каждый водитель отстегивает на взятки в среднем примерно 1100 рублей в год. Почему бы эти же самые деньги не пустить официальным путем? На них можно увеличить зарплату ГАИшникам до весьма недурственного уровня. До такого уровня, чтобы они боялись потерять работу из-за какой-то там взятки (ясно, что из множества разовых взяток и набегает большая сумма, но каждый-то раз инспектор берет в принципе небольшие деньги, и каждый раз — рискует). Сам по себе страх погореть будет висеть дамокловым мечом над каждым инспектором, и взятки не исчезнут сразу и полностью, то количество их сократится. Сумму 1100 рублей даже можно смело сократить вдвое.

Представьте, каждый водитель платить «побор на ГИБДД» раз в год, в сумме 500 рублей. Отстегивает кровные. Что он скажет первым делом остановившему его инспектору? Я, скажет, деньги плачу за то, чтоб ты за порядком на улице следил. А ты чем занят? И инспектору ответить будет нечем. Конечно, и сейчас ГИБДД существует за счет государства, а это значит — за счет налогов, которые в конечном итоге лежат на наших с вами плечах. Однако налоги эти замаскированы так тщательно, что среднестатистический гражданин просто представления не имеет, какая сумма от его годовой зарплаты ушла через налоги в милицию, и сколько конкретно от этой суммы — в ГИБДД. А тут, отстегнув от семейного бюджета… Все как на ладони, прозрачно!

Однако это только первый шаг. Шаг второй может заключаться в изменении целей ГИБДД. По логике, основная задача этой службы — поддерживать порядок на дорогах, то есть обеспечивать безопасность. Так почему бы не заинтересовать конкретных инспекторов в этой самой безопасности? Разделим на участки район, который обслуживает, например, батальон ДПС, и каждому инспектору выделим участок. Скажем, пропорционально нагруженности дорог. Ну и платить премии за снижение аварийности и наоборот — наказывать рублем за ее рост. Вот тогда-то инспектор, который знает свой участок, как облупленный, встанет под свежевывешенный «кирпич» и будет грозить кулаком каждому, кто по привычке захочет повернуть на улицу, ставшей односторонней. Это сейчас он спрячется в кустах позади «кирпича», чтобы ошкурить всех проезжающих под него. И ведь и инспектору, и водителю ясно, что ПДД нарушены не по злому умыслу, а по невнимательности. Тем не менее, сейчас практикуется именно такой способ. По простой причине: так легче набрать взяток, либо записать лишние «палочки» в ведомость. Но именно этот способ никоим образом не влияет на безопасность — потому что водитель наказывается только после того, как въехал на улицу с односторонним движением и уже создал аварийную обстановку. Мне кажется, только прямая, и в том числе денежная зависимость инспектора от количества аварий, сможет сократить их число. Причем сократить сильно, в разы, и быстро.

Наконец, шаг третий — наказание нерадивых. Мы привыкли к тому, что наказание за нарушение ПДД выражается в некоторой сумме денег. Чем серьезнее нарушение — тем дороже оно стоит. Вроде бы логично бить рублем. Но ведь бывают люди, для которых штрафы — что семечки, они могут платить их десятками каждый день, а даже не заметят этого. Выходит, для них штрафов не существует. И вообще, фиксированный штраф за нарушение, без учета доходов водителя, категорически несправедлив. Поэтому можно взять и отказаться от наказания в виде штрафа. Совсем. И заменить его, ну, скажем, лекцией о ПДД. Скажем, незначительное нарушение — 1 час лекции, а тот же самый выезд на встречку — 10 часов. Причем лекция будет проходить исключительно в субботу и воскресенье, с 16 до 17. Всего час в день. Так что совершил злостное нарушение — придется десять раз сходить на лекцию. Пять уикендов, считай, пропало. Прослушал лекции — получил обратно «права». Прощай, дача. Что там скажут ему жена и теща — не наше дело. Факт в том, что слушать лекции мало кто захочет. Ну или что-нибудь в таком духе, что отнимает время как раз в выходной и непременно посредине дня.

Разумеется, это не готовые решения, в них немало подводных камней, это лишь направление, в котором нужно двигаться, чтобы навести порядок в ГИБДД и снизить уровень коррупции. Если, конечно, этот порядок кому-то нужен. Ведь гораздо проще бороться не коррупцией, а с коррупционерами, то есть — просто отлавливать взяткодателей и взяткобрателей, не устраняя причин возникновения коррупции. К тому же борьба с коррупционерами добавляет ее инициатору очков в глазах народа.

33 ответа на Порядочный ГАИшник: невозможное возможно?

  1. Думаю, что оценка работы инспектора по уровню состояния безопасности движения, на вверенном участке контроля — мысль, которая заслуживает внимания. Кроме того все зло идёт от того, что водителей за нарушения наказывают денежным штрафом, естественно дешевле откупиться половиной суммы, не тратя время и нервы в очереди в банке. Деньги необходимо исключить, использовать другие виды наказания, в т.чисте и вышеперечисленные. Необходимо, также более широко использовать системы автоматической видео и фотофиксации нарушений, исключая при этом человеческий фактор. Ну а что касается поднятия им зарплаты, то сомневаюсь в эффективности этой меры — сколько не плати, если будет возможность взять — он возьмёт, таков менталитет

  2. Приличная зарплата должна сработать предохранителем, который по идее должен заставить инспектора решать, насколько оправдан риск получения взятки. Ясно, что большую зарплату терять не хочется. Однако покуда будут лазейки для коррупции — они будут использоваться. Безусловно, Вы тут совершенно правы. Потому-то и нужна кардинальная реформа. Скажем, та же оценка работы инспектора по количеству аварий разводит его и водителей, у них становится меньше точек пересечения, ведь инспектору просто выгоднее следить за порядком, чем выписывать штрафы. Кроме того, инспектор, работающий по старинке, сбором штрафов, может так же лишиться работы, как и взяточник, поскольку на его участке не будет наблюдаться падения уровня аварий.
    Ну и, конечно, исключение денег тоже снижает вероятность получения взяток. А вместо лекций можно, например, нарушителю предложить поработать инспектором самому, на второстепенных участках, скажем, на пешеходных переходах. В качестве дружинника.

  3. Инспектор должен быть «отцом» дороги, а не только следить за БД на ней. В его функции надо включить контроль за её техсостоянием, пропускной способностью, средствами регулирования, отсутствием криминала и т.п. Вообщем, что бы законопослушным водителям и пешеходам было по ней удобно и безопасно перемещатся. А оценку его работы должен делать не его командир, а общество. Другой вопрос — как это организовать? Здесь не надо выдумывать велосипед, а обратиться к опыту других стран

  4. Правильно. Однако и техсостояние, и пропускная и способность, и многое другое завязаны на количество ДТП. Чем лучше, чем разумнее организовано движение — тем меньше аварий. Конечно, расширить обязанности инспектора было бы хорошо, но — не до жиру. Хватило бы простого переориентирования с поборов и палочек на безопасность — ситуация бы изменилась резко и сразу.

  5. Каких 500 рублей на ГАИ? С нас дерут (другого слова и не подберёшь) налоги за владение транспортным средством, в цене бензина — 60% налоги, автомобиль покупаешь там и НДС и растаможка и маржа дилера, с которой опять берутся налоги. С ОСАГО тоже в казну перепадает. Дороги платные скоро будут по космическим, даже по европейским меркам, расценкам. Налоги включены в стоимость запчастей, обслуживания. Налоги, налоги, налоги…Пока только налог на налоги не ввели.
    Тут и на нормальные дороги хватит и на порядочных полицейских и ещё на многое другое… но по европейским расценкам. А в России сколько не плати налогов-сборов всяких — всё украдут. А взятки гаишникам на убогих, но платных дорогах останутся.

  6. бла-бла-бла… Что, забыли? Рыба гниёт с головы! А они о коррупции простых полицейских рассуждают. Не с того конца берёте. А то аж на слезу пробило… Как будут наводить порядок честные полицейские в стране, где министры воруют миллиардами. Во главе с … Сами догадаетесь или подсказать? А то как дети малые. Смешно, ей богу…

  7. Нужно ли понимать Ваши слова так, что Вас вполне устраивает существующая система дорожного контроля, основанная на взятках? Или Вы просто высказываете общее недовольство?

  8. В том и дело. Заинтересованные в отсутствии коррупции будут бороться с ней системно. Незаинтересованные — будут бороться с коррупционерами.
    Выводы просты и очевидны.

  9. А када будут новасти из камандировки?))

  10. А зачем изобретать велосипед? Есть вполне себе готовый вариант реформирования полиции, довольно успешно примененный в насквозь прогнившей с головы до ног Грузии http://dpni.org/articles/blogi/25462/. Не понимаю, что мешает применить этот опыт у нас. Было бы желание…

  11. Очевидно, оно и мешает, вернее, его отсутствие.

  12. Существует давно устоявшаяся система показателей деятельности любого гос органа, в том числе и ГИБДД и когда какого-либо Хенерала будут спрашивать за высокую аварийность на определенном участке дороги, большим количеством часов проведенных профилактических бесед отделаться будет трудно, его спросят о более суровых мерах применяемых к нарушителям, да и провести выходной в любимой компании думаю будет вполне возможно за определенную плату (та же мзда, но с другого конца). И как показывают многочисленные коррупционные скандалы, даже вновь пришедший честный ГАИшник либо будет брать, либо уйдет, потому что так надо тому,,,,,,

  13. Давно устоявшаяся еще не значит безупречно верная. Может быть, стоит ее немного изменить?
    Ну а мзда — с ней бороться надо отдельно. И не все смогут откупиться, может оказаться слишком дорого.

  14. Такое ощущение, что статью писал гаишник, который стесняется брать взятки напрямую!

  15. Может быть, не стесняется, а боится?

  16. В Ямало-Ненецком АО сотрудники ГИБДД относительно честные, если брать в целом все страну. О поборах на дорогах не слышал, сам взяток за нарушение ПДД не давал. Средняя з/п у них 40-60 тысяч. Может это их сдерживает?

  17. скорее всего. Работу с такой зарплатой никто не хочет потерять

  18. Хороший опыт никто и никогда для России не будет внедрять. Начиная с момента СССР. Руководители страны всё время искали идею сплочения народов, развалившегося СССР. Такую идею удалось добыть, ЭТО ИДЕЯ ХАПНУТЬ, кем бы не был и где бы ты не был.То что есть в Грузии, в РФ никогда применяться не будет. Всеми фибрами души, государство избавляется от непрофильных активов, где невозможно ХАПНУТЬ. То что было при СССР лучшего для РФ придумать невозможно. Только модернизировать в нынешних условиях. Изменение вывески и сокращение кадров в системе МВД, это еще не значит, что заменив вывеску ЗООПАРК на иную, поменяется количественный и качественный состав зоопарка. Этого не будет. Придумывать ничего не надо, это надо думать только тогда, когда нужно горячие головешки с костра так достать, чтобы не обжечься. Можно сократить МВД примерно на 50%, преступность никогда при этом не подымется, но возрастет безработица, а дальше как в 1917г. Руководители государства это видимо понимают и создают очень большую чиновничью армию и создают гетто вокруг городов с определенным укладом жизни.Но не осознают, что невозможно всех поставить возле кормушки, заслонят кормушку и подойти невозможно. Трудно понять логику реформаторов МВД, что смена вывески резко изменит количественный состав сотрудников МВД. Единственная идея сплочения сотрудников, это не борьба с преступностью, это не стабильность в стране, это не забота о безопасности места жительства, это-возможность хапнуть на своей должности. Последние примеры показывают, что сотрудники МВД, как пауки в банке, друг друга готовы сожрать. Первый шанс после развала СССР был у Ельцына, но его упустил. Необходимо было осенью в 1991г. всех сотрудников МВД и КГБ, кто был членом КПСС или ВЛКСМ немедленно уволить, как пошли в Прибалтике. Ведь не только в Грузии, но и в Украине была ликвидация ГАИ. За время ликвидации ГАИ, резко произошло сокращение ДТП и нарушений ПДД. Однажды на заданный вопрос простому водителю Украины, почему так произошло, он ответил, а кто будет нас ловить и наказывать, а так просто нарушать не интересно.

  19. А почему «Начиная с момента СССР руководители страныискали идею сплочения народов, развалившегося СССР»? Он что, сразу начал разваливаться?

  20. Думаю, что оценка работы инспектора по уровню состояния безопасности движения, на вверенном участке контроля – мысль, которая заслуживает внимания…. Но…..предлагаю отменить деньги вообще…….и давать взятки борзыми щенками…для нас водителей это будет хорошо….ДПСника за 1км будет выдавать запах псины и лай собак.

  21. Понфитий Баблонкевич — с Вами полностью согласен. В условиях огромного социального расслоения необходимо сделать так, чтобы штрафы были пропорциональными доходу водителя. Для пенсионера со средней пенсией и 1000 руб. деньги. У других 1000 руб. это не более чем суточные карманные расходы. С дальнейшим расслоением получится, что для одних штраф станет синонимом разорения, а для других — небольшой потерей времени. Дальнейшее увеличение штрафов приводит к росту протестного настроения по отношению к действующей власти у одних и к усмешкам у других. Для первых взятка выгодна меньшим чем штраф размером. Для вторых — экономией времени. Адекватны размеры штрафов только для «середины».
    Для адаптации к сложившимся условиям необходимо принципиально изменить КоАП. Установить трёх-четырёхуровневую градацию для тяжести совершённого правонарушения, как для преступлений (небольшой тяжести, средней, тяжкое, особо тяжкое), размер наказания в виде штрафа зафиксировать, но применять его с коэффициентом, исходя из дохода нарушителя. Последнее проще всего сделать как транспортный налог — в зависимости от единиц мощности автомобиля.
    А статья про Грузию, ссылку на которую дал Ashley Babel, лишний раз подтверждает, что имя России — действительно Сталин, которого нам так не хватает. Расстреливать не обязательно, достаточно давать, как в Грузии, 10 лет лишения за взятку, но всем без исключения. Нужен специализированный орган с соответствующими полномочиями, выше которого не будет ни насквозь прогнившей системы прокуратуры, ни спецслужб, ни депутатов и иных «слуг народа»… «Жаль только жить в эту пору прекрасную нам не придётся — ни мне, ни тебе…»

  22. Кинолог Справедливый блеснул остроумием, а как насчёт по сути. Есть какие предложения? Я думаю это будет обеспечение всех водителей борзыми щенками

  23. Прежде всего нужно менять ПДД,т.к. дорожные условия и дороги разные, а требования ПДД для всех условий одинаковые ( время суток, трасса-загруженность, например, федеральной одна, а местной совсем другая(на федеральной не протолкнуться, а на местной 5-10 авто за час), состояние покрытия на дороге, и прочее).
    Инспекторы должны заниматься профилактикой аварийности на дорогах, а не регистрацией правонарушений, значит нужно полностью менять методы работы ГИБДД, а это нашей власти невыгодно-нужно пополнять бюджет( эта задача поставлена ГИБДД, а как стоять у колодца и не напиться,поэтому выполняя заказ властей гаишники не забывают пополнить свой карман). Увеличение зарплаты в нашем обществе делу не поможет, просто повысятся ставки ( нужно будет предусмотреть возможные риски-увольнение и прочее при разоблачении). Увеличение штафов также приводит к повышению ставок ( увеличили санкции за пьянку- возросла ставка за возврат прав и только, как ездили пьяными, так и ездят). Правильно говорят, что рыба гниет с головы поэтому нужно начинать с верхов, а не менять вывеску. А у нас эта задача невыполнима- слишком большие головы лишаются кормушки. Так что господа как обували нас на дороге, так и будут, а это- засады, провокации, подставные знаки, липовая разметка, окучивание водителей из другого региона,прямое вымогательство и наглое хамство гаишников, а все потому, что они считают себя царем и богом на дороге-нет никакой ответственности и спроса с инспекторов. Говорить про это можно долго ( за 40 лет за рулем насмотрелся всякого), только это ни к чему не приведет.

  24. в первую очередь давайте перестанем предлагать, сам работаю в полиции и прекрасно знаю что только 1 из 1000 нарушивших скажет да нарушил штрафуйте денег не дам, а если вымогают иди в прокуратуру звони в осб.

  25. То есть Вы предлагаете оставить все как есть? Вас устраивает?

  26. Мне интересно, а кто нибудь просто с инспектором разговаривал, не командирами или вышестоящими органами с простыми инспекторами? Как лучше или что сделать чтобы они не брали взяток, а то у Вас всех получается: вы руководите кухней даете советы повару профессионалу сколько добавить того или иного, а по сути стоите на месте и ничего не делаете!!!!!!

  27. и ещё простите, откуда эти цифры, постесняюсь спросить? Чиновники и медики не в счет или автора зациклило на ГИБДД????

  28. Давайте без поваров и без «ничего не делаете». Ясно, что повар тут ни при чем, а сделать что-то может только власть. Так что оба вопроса не по адресу, а просто чистая демагогия, громкий, но пустой лозунг в стиле Швондера. Уважающий себя человек обходится без громких слов и говорит конкретно по теме, не так ли?
    С простым инспектором разговаривал. И не раз. А Вы, судя по эмоциональному накалу, тоже инспектор? Скажите, Вас Ваша зарплата устраивает?

  29. Если бы автор написал про медиков, Вы бы спросили про чиновников и гаишников. :-)
    Просто тема — про ГАИ, это же очевидно. И причем тут медики?

  30. Сделать нормальную зарплату в ГАИ и повысить ответственость начальства , смотрите что в Волгограде произошло восемдесят одного сотрудника просто уволили и всё , а если -бы им лет по 10 да и всё начальство вместе с губернатором в отставку прихватив министра внутрених дел . Раз ты сидиш на на должности то и отвечай во всём цивилизованом мире так делается. У нас просто нет политической воли рука руку моет такие руководители все между собой повязаны.

  31. Для начала нужно прекратить «чморить» направо и налево в СМИ работников ГАИ, да и правоохранительные органы вообще. Ну сами посудите, как работать, если с экранов телевизора вбивается в голову, что если ГАИшник, то обязательно вор-взяточник?… Кого ругаем? Они такие, какие есть, других взять не где (из Америки не приедут). И от того что априори милицию (полицию) СМИ неустанно втаптывают в грязь ничего не изменится: нет хуже, чем постоянно «оправдываться». Может попробовать наоборот, сделать акцент на положительных фактах? Глядишь и престиж специальности поднимется… и вы в ГАИ пойдёте поработать

  32. Это правильно. Надо прекратить их «чморить» в СМИ и начать сажать.

  33. 1. Сотрудник ГИБДД должен получать хорошую зарплату — справедливо, т.к. работа тяжелая, на морозе, на жаре, в дождь, днем и ночью, вызовы в «усиления», куча бумажной волокиты — соответственно и з/п должна быть процентов на 30 выше средней в регионе — как минимум. Иначе не останется желающих идти на службу
    2. Должна быть активная система «контрольных закупок», внутренней службы безопасности.
    3. По премиям/штрафам за аварийность на участке — верное замечание. Это должно быть намного эффективнее «палок»
    4. По системе наказаний — нужно возвращать старую систему с «проколами», штрафными баллами. Набрал, допустим, 5 баллов за год — сдавай права, отдыхай 3 месяца — и на пересдачу. Потому что сейчас единственное, что работает — это лишение прав (ну, и эвакуация). Все остальное — просто несерьезно. Штраф за проезд на красный сделали 1000 руб. Это что -1 раз бак заправить? Это что, адекватная цена за риск чужими жизнями?

Прокомментировать

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *