О чем мечтали наши деды

07/02/2011 в Роясь в архивах "За Рулем" 2 406 18

Наверное, каждому из нас не раз приходилось слышать восторженные эпитеты по поводу новейших автомобилей. И удобные они, и экономичные, и безопасные, и… Словом, практически совершенные.  По всему выходит, автомобиль ныне – верх совершенства. Страшно подумать, что ждет его лет через 20-30.
Для того, чтобы оценить насколько могут сбыться прогнозы, удобно оглянуться назад, и посмотреть, как  представляли себе автомобиль близкого будущего каких-нибудь 50 лет назад.

Наверное, каждому из нас не раз приходилось слышать восторженные эпитеты по поводу новейших автомобилей. И удобные они, и экономичные, и безопасные, и… Словом, практически совершенные. А сколько в них разного рода ультрасовременных сервоустройств! Словечко «инновационный» стало так часто встречаться в текстах, что успело набить оскомину внушительных размеров… По всему выходит, автомобиль ныне – верх совершенства. Страшно подумать, что ждет его лет через 20-30, куда выведет его кривая прогресса. Некоторые журналисты пытаются заглянуть в будущее и смело прогнозируют появление автомобилей на водородном топливе, на газе, биотопливе, электромобили… Разве что с ядерным реактором никто не осмелился предложить. Некоторые рассуждения выглядят весьма убедительно. Интересно, а как будет на самом деле?
Для того, чтобы оценить насколько могут сбыться подобные прогнозы, удобно оглянуться назад, и посмотреть, как же представляли себе автомобиль близкого будущего каких-нибудь 50 лет назад. Напомню. Гордостью советского автопрома были «Волга» ГАЗ-21, ЗИМ и «Москвич-402».
Журнал «За рулем». Июльский номер за 1957 г., страница 14. Статья с многозначительным названием «СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ». Написанная про автомобиль будущего, каким он виделся в середине века, причем писал не кто-нибудь, а инженер. Фамилия его — Арямов.
(Для справки. В.Арямов вместе с Ю.Долматовским разработали перспективную модель, призванную сменить ГАЗ-М-20 «Победа», вариант рестайлинга сейчас известен как «Победа-НАМИ», это был, по сути, один из вариантов первой «Волги»).
Что же нам предсказали?
Угадал автор многое. «Все большее значение приобретает надежность и эффективность тормозов, рулевого управления и узлов ходовой части. Улучшение этих узлов достигается, с одной стороны, путем применения мощных сервомеханизмов, увеличения длины рессор, усиления амортизаторов и т. д.». И в самом деле, эффективность тормозов росла и растет, как и рулевого и ходовой. Правда, во многом за счет комфорта. С сервомеханизмами (усилитель тормозов, усилитель руля и т.д.) тоже угадал. Разве что других упругих элементов, кроме рессор, не увидел, что странно: тогда уже вовсю применялись пружины, а Ситроен DS щеголял гидропневматической подвеской. Впрочем, это детали.
«Недавно начали получать распространение раздельные гидроприводы для передних и задних тормозов, уменьшающие опасность выхода их из строя при разрыве шланга». В самом деле, на «Волге» был ОДИН гидропривод на все четыре колеса. И при разрыве шланга она оставалась без тормозов… Здесь автор тоже спрогнозировал верно.
«На серийных автомобилях появляются и более эффективные дисковые тормоза». И снова в яблочко. Если не обращать внимания на такую мелочь, как ошибка в эффективности. На самом деле, дисковые тормоза прижились потому, что у них практически линейная характеристика торможения в зависимости от нажатия педали, то есть ими попросту легче управлять (то есть – дозировать).
«На современных машинах устанавливаются сервомеханизмы. Они позволяют поднимать или опускать стекла, регулировать положение сидений простым нажатием кнопок, не отвлекая от наблюдения за дорогой». И это написано в 1957 году! А ведь широкое распространение такие сервомеханизмы получили лишь во второй половине девяностых…
«Наружное зеркало позволяет водителю видеть обгоняющие автомобили, не отвлекая внимания от наблюдения за дорогой». Во как! Не было в стандартной комплектации наружных зеркал. Впрочем, в качестве опций — тоже. Однако появление этих необходимых атрибутов автомобиля автор предсказал точно. Правда, в единственном числе — зеркало задумывалось одно, левое. Не учел плотности движения…
«В ненастную погоду возможность наблюдения за дорогой почти целиком определяется формой и зоной действия стеклоочистителей. В некоторых автомобилях ставят опрыскивающие приспособления, смывающие со стекол подсохшую грязь». Опять угадал. И рост очищаемой поверхности, и омыватели стекла. Любопытно, что слова «омыватель» еще не было.
«Наиболее распространенное расположение переключателя света фар — под левой ногой водителя — не всегда дает возможность переключить свет в нужный момент, так как нога в это время часто оказывается на педали сцепления. На некоторых автомобилях переключатель размещают под рулем так, чтобы можно было достать его пальцем, не снимая руки с рулевого колеса». И тут наш автор как в воду глядел! Ножной переключатель «ближний-дальний» стал таким архаизмом, что многие даже и не ведают о его существовании.
«Различные безопасные конструкции рулей предлагались давно, но на серийных автомобилях они появились лишь в последнее время. Наилучшим конструктивным решением, пока еще не осуществленным на практике, вероятно, будет телескопическая пружинная рулевая колонка, которая к тому же позволит регулировать положение руля относительно сиденья». Уже давно, лет 40, все без исключения автомобили комплектуются травмобезопасными рулевыми колонками.
«Для маленьких пассажиров на автомобилях последних выпусков за рубежом устанавливаются специальные сиденья с ремешками». Когда-когда появились у нас детские сиденья? А в каком году ПДД обязали их применять? Напоминаю: статья напечатана в 1957 году…
Неужели Владимир Иванович Арямов ясновидец? Конечно, нет. Все, что он предугадал, истекает из обыкновенной логики. А кое в чем он и ошибся. Например:
«Размещение рычага коробки передач на руле и в ближайшей перспективе автоматическое сцепление — таковы в настоящее время основные элементы безопасности конструкции автомобиля». Рычаг на механической коробки на рулевой колонке не прижился – удобство в таком расположении сомнительное, а надежность так себе. Автоматическое сцепление тоже кануло в лету.
В другом месте Владимир Иванович озвучивает не свои мысли, а планы ГАЗа. «На «Волге» будет устанавливаться и автоматическая коробка передач». Какие радужные прожекты… Не вышло у ГАЗа с автоматом. Только на «Чайку» и ставили…
«Особенно хорошую обзорность обеспечивают панорамические ветровые и задние стекла». И панорамные стекла исчезли в ходе эволюции автомобиля. В основном, по причинам, связанным с безопасностью.
Автор и словом не обмолвился об экологичности и экономичности автомобиля, ему и в голову не могло прийти, что возможны будут навигационные системы. А также — системы АБС и подобные им. Передний привод — и тот остался без внимания. Да много чего упущено. Полагаю, читатель сам сможет продолжить список.
Самые забавные заблуждения оказались на рисунках (кстати, автор их — тоже Арямов). Смотрите сами:
— прозрачный плужок на капоте отбрасывает мошек и пыль от ветрового стекла.
— высокие «хвосты» кузова, как оперение стрелы, улучшают устойчивость автомобиля в потоке воздуха.
Наивность, с которой автор на полном серьезе рассуждает о таких вещах говорит только о том, что в 50-е годы конструкторы автомобилей имели весьма смутное представление об аэродинамике. Ясно, что от хвостовых килей, равно как и от плужка толку не будет. Совсем.
Забавно, что переднее сиденье — сплошное, без малейшего намека на боковую поддержку. Да и профиль его оставляет желать лучшего. Очевидно, специалисты по эргономике решили, что достаточно сделать его мягким…
Обратите внимание: ведущие колеса — задние. Подвеска задних колес — независимая. И, что прелюбопытно, поток мощности на дифференциал передается гидроприводом! Это — из области фантастики…
.
.
фото: огромный руль с тонким ободом и утопленной в целях безопасности ступицей. Огромное кольцо клаксона – видимо, им предполагалось часто пользоваться. Мягкая обивка. Часы. Рычаг кпп под рулем
.
.
.
.
.
.
омыватель стекла был тогда лишь мечтой
.
.
.
.
.
.
.
.
.
вспомните подслеповатые крошечные задние фонари ЗИМа или Победы. Впору было мечтать о ярких и больших. Это предсказание сбылось.
.
.
.
.
.
.
.
Максимум внимания – обзору. Даже стойки дверной нет. А ремень смешной – двухточечный.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Вывод прост: Как бы ни расхваливали новейший автомобиль, как бы ни превозносили его удобство,  экономичность и безопасность, совершенным он кажется только нам, современникам. Через каких-нибудь  30-40 лет станет видно, как наивны были наши оценки. В конце концов, «Москвич-402» в свое время считался венцом автомобильного прогресса.
На заставке — НАМИ-013 — первый послевоенный, авангардный по стилю экспериментальный автомобиль, созданный дизайнерами В. И. Арямовым, Ю. А. Долматовским, К. В. Зейвангом. Так они видели автомобиль будущего. То есть на этом мы с вами должны ездить сейчас.

18 ответов на О чем мечтали наши деды

  1. А у нас во дворе раньше часто появлялась»Волга» ГАЗ 21, с автоматической коробкой. Водитель передвигал рычаг на рулевой колонке и машина трогалась.

  2. Кстати, НАМИ-013 был столь передовым по тем временам, что его у нас «скапиталистили» даже американцы! Их аппарат (не помню, как назывался) копировал нашу разработку вплоть до «обратной» навески передних дверей. Отличия, конечно, были — фары, фонари, некоторые элементы декора.

    Зато оцените наш аппарат! Вагонная компоновка шестиместного легкового автомобиля с тремя рядами сидений — это когда мини-вэны серийными стали, помните? 13-дюймовые колёса — и это на автомобиле среднего класса, где минимумом считались 16″! Двигатель сзади — опять же, на автомобиле среднего класса. Причём двигатель жидкостного охлаждения! И при этом радиатор — спереди! Трубы подачи ОЖ «туда» и «обратно» проложены вдоль порогов — заодно, хоть немного, обогревателем служат.

    Сам двигатель — с клапанным механизмом почти забытой ныне схемы IOE (впускной над выпускным). Причём двигатель сделан из «обычного» «победовского». Мощностные показатели, понятно, тоже улучшились.

    Трансмиссия — гидромеханическая, в ту пору «обычной» она была только на «ЗиМах» у нас и на автомобилях недешёвой ценовой категории — «за бугром».

    А теперь — главное: всё это сделано в 1949 году! 60 лет назад!! В СССР!!!

    Остаётся только сожалеть о том, что в ту пору всем в нашей стране командовали «партия и правительство», у которых не хватило ума столь передовую конструкцию запустить в производство. Как знать, может, сейчас мы видели бы на дорогах совсем другой состав автопарка.

  3. Говорят, «НАМИ-013» московские мальчишки окрестили «Чито» — в честь обезьяны — подруги Тарзана. Говорят, «мордочка» автомобиля была похожа на обезьянью. Фильм о герое джунглей в ту пору смотрели все — и не по одному разу. Джонни Вайсмюллер стал культовым актёром.

  4. Извините — буква потерялась! Следует читать «Окрестили «Читой»

  5. Так она и с механической коробкой так же работает — передвинул рычаг на колонке — и поехал. А нажал сцепление или нет — этого снаружи не видно :)

  6. Про скапиталистили я не слышал. Впрочем, очень возможно — в те времена наши и их друг у друга тырили много чего. Наши — чаще.
    А что касается серийного выпуска… не все, к сожалению, что передовое, можно ставить на поток.
    Сама же конструкция, конечно, замечательная, слов нет. Прорыв в будущее, в нее вложено, кроме прочего, и доктрина Хрущева оо автомобиле для советского гражданина. Увы, так и оставшаяся на бумаге.

  7. Вот он — автомобиль, который у нас скапиталистили: http://www.autoreview.ru/archive/2009/01/torino/2%20aerodyn/1%20m-10001_750.jpg и http://www.autoreview.ru/archive/2009/01/torino/2%20aerodyn/1%20m-10002_1024.jpg Ничего не напоминает?
    Правда, я ошибся насчёт американцев — итальянцы его у нас смафиозили.

  8. Так это середина 50-ых, тогда подобные машинки были в моде у дизайнеров… Поди сейчас разбери кто у кого стырил, и тырил ли вообще…

  9. Раз середина 50-х — явно спёрли у нас. Ведь НАМИ-013 сделан в 1949-м

  10. Не знаю. Это дело такое — явно не разберешь, кто у кого. Авто подобной компоновки были в моде, кто был первым — неизвестно. И наши могли спереть у кого-то, а потом итальянцы сперли у наших

  11. Статья просто эпически крута для 57 года.

    А вот современный комментатор сморозил много хрени и даже не поморщился.

    Во-первых, хвостовые плавники — вполне себе действенны с точки зрения аэродинамики. Когда Вирджил Экснер проектировал первые «плавниковые» автомобили, он очень долго продувал их макеты в аэродинамических трубах, придя к выводу, что клиновидная форма кузова с повышенной верхней частью даёт преимущество в курсовой устойчивости за счёт смещение центра давления назад. В те годы единственным способом обеспечить это были плавники. А сегодня просто ВЕСЬ КУЗОВ делают клиновидным, что даёт тот же эффект.

    Да и хвостовые кили в чистом виде на скоростных автомобилях вполне применялись, например рекордном 1978 года. Извините, не поверю, что немцы были идиоты что ставили на него два смешных киля именно для аэродинамики. Как и создатели Shelby Supercars Tuatara с её двумя забавными и конечно же «совершенно не действующими» килями. Но об этом автор статьи «не, не слышал». Совсем.

    Почему не применяются на массовых машинах ? Нет моды + опасения за безопасность пешеходов, из-за чего в своё время было немало судебных дел.

    «Плужок». Ну блин, кем надо быть, чтобы не узнать то, что сегодня называется «мухобойкой» и стоит чуть не на половине машин, ездящих на дальняк, именно для защиты лобового стекла от мошек ?!

    Сплошное переднее сидение на американских машинах в базе встречалось до конца 2000-х годов и пало жертвой лишь идиотской моде жрать в машине. С отсальных позиций оно удобнее. Сделать валики боковой поддержки и третий комплект ремней безопасности — не проблема и на диване. Рычаг на рулевой колонке — примерно до тех же времён и пал жертвой просто идиотской моде. Никакой разницы откуда приводить автомат тросиком или проводами — от рулевой колонки или центральной консоли — с точки зрения надёжности нет. Вообще.

    Омыватель лобового стекла стол на ГАЗ М-72 1955 года, а с 1958 года появился на Волге, а отнюдь не был «мечтой».

    Автоматы ГАЗ ставил на все «Волги» начиная с ГАЗ-21, либо в отдельных вариантах комплектации, либо по специальным заказам. Например, машина с V6 и автоматом была у начальника ГАИ Горьковской области в конце семидесятых.

    Аффтар видимо вообще не слышал про гидравлические трансмиссии на сельскохозяйственной и специальной технике, как и про её применение на целом ряде современных концепт-каров, таких, как beON. Для него это — «фантастика».

    Рессора — общий термин для обозначения любых упругих элементов. В теории автомобиля говорят о пружинных рессорах, пневматических рессорах и т.д. Листовые рессоры — лишь один из типов. К сожалению, понятийный аппарат автора статьи находится на уровне «горячих хетчей» и «авто гольф-класса», ему него подобные тонкости терминологии неведомы.

    Короче, вопрос возникает только один: когда статьи в ЗР будут писать люди уровня Арямова, которые разбираются в том, о чём пишут, а не Козлова ? Риторический…

    В целом же, всё, что описано в статье, было или реализовано в том или ином виде уже на тот момент (1957 год), или в ближайшее десятилетие.

  12. deetwoar
    =============
    1. Оно бы, конечно, было хренью, но Вы забываете кое-какие детали. Во первых, кили тех размеров и формы, которые применялись, действенны начиная с некоторой скорости. К сожалению, весьма высокой. Для того, чтобы от них был какой-то толк в реальности, их площадь надо увеличить в несколько раз. Либо увеличивать скорость до 250-300 кмч и более. Как раз для гоночного Мерседеса, на который Вы дали ссылку, годится. Заметьте, какая форма у стабилизаторов. И — какая скорость у автомобиля. Это, собственно, ликбез аэродинамики.
    2. Кузов автомобиля в целом живо напоминает профиль крыла, длина абриса его верхней части всегда больше длины абриса нижней. Что создает подъемную силу. Даже если кузов клиновидный. Огибание кузова воздушным потоком в аэродинамической трубе прекрасно видно на картинке. К этому добавим повышенное давление под днищем. Именно поэтому на скоростные авто устанавливают антикрылья. Это, собственно, тоже ликбез аэродинамики.
    3. «Плужок», он же «мухобойка», действительно стоит на множестве машин, для защиты лобового стекла от мошек. Но он как не защищал от них в 50-е годы, так не защищает и теперь. Подобная пластина порождает позади себя вихрь, ничего никуда не отклоняя. Это, собственно, тоже ликбез аэродинамики.
    4. Сплошное переднее сидение на американских машинах в базе встречалось до конца 2000-х годов. Было бы любопытно посмотреть, как водитель и пассажир подгоняют по себя наклон спинки, высоту подушки и расстояние до передней панели. Видимо, это и есть то самое удобство, о котором Вы говорите?
    5. Рычаг на рулевой колонке — действительно идиотская мода. Смысла в нем нет ни на грош. Тем более, что никакой разницы, откуда приводить автомат нет. Рычаг в полу гораздо удобнее. Американцы просто вынуждены были устанавливать его на рулевую колонку, потому что с не менее идиотским передним диваном он никак не совмещался.
    6. ГАЗ выпустил всего несколько сотен серийных «Волг» с автоматом. Это информация самого ГАЗа. По спецзаказу делали что угодно, но о спецзаказах речь с статье не идет.
    7. Вы, видимо, не заметили. Речь идет не о сельскохозяйственной и специальной технике? Можно также вспомнить трактора на гусеничном году, шнекоходы, шагающие экскаваторы, воздушные подушки и т.д. Только это все не имеет отношение к серийным легковым автомобилям. Или Вы можете назвать такой серийный автомобиль?
    8. К сожалению, понятийный аппарат критика находится на уровне «горячих хетчей» и «авто гольф-класса», ему тонкости терминологии неведомы. Потому что общий термин — это пружина. В нее входят и витые пружины, и рессоры, и торсионы. Например, рессора — это «листовая пластинчатая пружина». Это ликбез.

    deetwoar со всей очевидностью показал не просто незнание аэродинамики, теории машин и механизмов и т.д., но и незнание даже азов этих наук. Короче, вопрос возникает только один: зачем он написал этот комментарий?

    PS Воистину: чем меньше у человека знаний, тем больше у него апломба.

  13. Мое мнение что эволюция дизайна и технических новшеств в автомобиле почти исчерпала себя, Сравнить хотя бы автоматическую коробку DSG концерна VW, не заметил в ней технологического отрыва скажем от Акпп toyota конца 90-х годов выпуска, а конструкция коробки стала намного сложней и к тому же двойное сцепление! Но нам успешно будут демонстрировать и пудрить мозги какими нибудь ноу-хао! Единственное в будущем должны развиваться автомобили на электротяге, гибриды…

  14. Никита
    ========
    Вы не поверите, но эти слова были сказаны больше 100 лет назад. :)

  15. У меня пару лет назад был разговор с тестем об автомобилях. Он начал утверждать, что нынешние автомобили продвинулись далеко вперед, не то, на чем ездили 50 лет назад.
    При этом он сравнивал свой современный авто с тем, что было у них на деревне в то время.
    Я согласился тем, что нынешние авто безопаснее, экономичнее и быстрее. Но по сути авто остался все тем же автомобилем — ДВС, кузов, колёса, руль и педали. Летать они, увы или к счастью, не стали.

  16. Михаил
    ==========
    Ну да. Если вскорости начнут ездить сами, без водителя — это будет качественный скачок. А все остальное можно рассматривать как бесконечную череду усовершенсовований

  17. Я помню, как, наверное, лет 15 назад, а может чуток больше, когда отец устанет и ему не хочется никуда ехать, но нужно, все мечтал, что вот лет через 10-20 сами машины будут ездить, без водителя.
    Тогда это казалось несбыточной мечтой, а сейчас уже не выглядит нереальностью. Впрочем, я не против таких машин, судя по тому, как многие ездят. Но лично я люблю водить машину, а не только на ней ездить :).

  18. Михаил
    ========
    Не просто «выглядит», эти машины-роботы уже полным ходом проходят испытания.
    Ну и — надо полагать, что руль, рычаги и педали уступят место навигатору, седок будет лишь указывать адрес

Прокомментировать

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *