Псу под хвост

11/11/2010 в Разные разности 725 5

Известно, что у мотора, у трансмиссии и у автомобиля в целом есть некоторый КПД. Грубо его можно оценить примерно в 20%, то есть на перемещение авто тратится 1/5 сожженного топлива, а 4/5 уходит на обогрев космического пространства.

Известно, что у мотора, у трансмиссии и у автомобиля в целом есть некоторый КПД. Грубо его можно оценить примерно в 20%, то есть на перемещение авто тратится 1/5 сожженного топлива, а 4/5 уходит на обогрев космического пространства.
А кто задумался о том, какой КПД автомобиля по полезной нагрузке? Иными словами, какие энергетические затраты нужны для перемещения человека?
Давайте представим, что на надо переместить 100 человек на 1 км двумя способами: либо на легковушках, либо автобусом. Пусть на легковушке едет два человека, а на автобусе — сто.
50 автомобилей весят 100 тонн. Сто человек по 70 кг — это 7 тонн. Таким образом, для совершения работы по перемещению 7 тонн придется переместить 107 тонн!
1 автобус весит 10 тонн. Таким образом, для перевозки 7 тонн понадобится переместить 17 тонн.
Значит, КПД по полезной нагрузке у легкового автомобиля — 7/100 = 0.07 или 7%
У автобуса — 7/10 = 0.7 или 70%
Теперь умножим эту цифру на КПД самого автомобиля (вы помните — это 20%):
Получается, что полный КПД автобуса по полезной нагрузке 70% *  20% = 14%
А полный КПД легкового автомобиля по полезной нагрузке 7% *  20% = 1.4%

Полтора процента! Это значит, что 98.5% топлива сжигается просто так, псу под хвост.

5 ответов на Псу под хвост

  1. 2Т авто — 10л/100км, 17Т бас — 30-40л/100км.
    Можете объяснить, почему такая разница?

  2. Потому что автобус везет сразу 100 человек, а автомобиль — одного. Значит, на каждого перевозимого в авто приходится 10 л топлива на 100 км, а в автобусе 30/100 = 0.3 л. топлива. То есть в 30 раз меньше

  3. Спрошу иначе:
    Почему тягач с еврофурой при массе 40т тратит 40л/100км по шоссе (1л/100км на тонну),
    легковушка при 2т по тому же шоссе тратит 10л/100км (5л/100км на тонну.) Указана полная масса ТС, что, кого и куда они везут не важно :)

  4. Вообщe, в постe говорится о вeсовой отдaчe (чeм большe тeм лучшe), но aвтобус и грузовики нeсколько инaчe устроeны, нaпримeр, удeльноe дaвлeниe движитeлeй в пятнe контaктa с дорожным полотном вышe, что умeньшaeт дeформaцию пнeвмaтиков при кaчeнии.

  5. У фуры гораздо меньше количество колес на тонну, значит меньше сопротивление качения.
    Сопротивление движения тонны фуры в общем (и аэродинамика, и сопротивление качения) намного меньше, чем у легкового автомобиля.
    Проведите мысленный эксперимент — поставьте фуру на колеса легковушки. Если на каждое должно приходиться 500 кг, то фуру придется поставить на 80 колес (!). Вот тогда расход топлива сравняется.

Прокомментировать

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *