Старты с перекрестков

05/05/2010 в Разные разности 764 3

Покатавшись по городам и весям необъятной нашей родины, я сделал любопытное наблюдение. Оказывается, проезд по регулируемым перекресткам в разных городах совершается по-разному.  Разумеется, я имею в виду перекрестки, оснащенные  не регулировщиками, а светофорами.

Покатавшись по городам и весям необъятной нашей родины, я сделал любопытное наблюдение. Оказывается, проезд по регулируемым перекресткам в разных населенных пунктах совершается по-разному.  Разумеется, я имею в виду перекрестки, оснащенные светофорами, а вовсе не регулировщиками, ибо перекресточных жезлознаков никто не помнит и все едут одинаково – трогаются, когда регулировщик поясняет положение жезла понятным жестом – давай, мол, не бойся, и останавливаются по не менее понятному жесту – крепко сжатому кулаку.

Мне показалось, эти наблюдения любопытно было бы систематизировать.

Итак, патриархальный городок населением в 25 тыс. человек, в стороне от магистралей республиканского значения и на приличном расстоянии от областного центра. Регулируемый перекресток в таком городке, как правило, один. Реже – два. Причем водители стараются объехать его по соседним улицам. Светофора они откровенно боятся: тормозят в пол, едва замигает «зеленый» и терпеливо ждут. Ходом перекресток не пересекают ни при каких обстоятельствах: всегда замедляют ход и плетутся кое-как, словно ждут от светофора неожиданной каверзы. После того, как загорится «зеленый» трогаются не сразу, с оглядкой, и, только миновав перекресток, начинают активно разгоняться.

Однажды я стоял на таком вот перекрестке – мне надо было поворачивать налево. Как положено, я остановился на стоп-линии, в левом ряду, с включенным поворотником. Когда загорелся «зеленый», я, соблюдая все пункты Правил, выехал на середину перекрестка и остановился, чтобы пропустить встречные машины. Их было всего две – «семерка» и «десятка», и каждая стояла в своем ряду. Не двигаясь с места. Поначалу я не понял – чего они ждут. Подумал даже, что светофор с хитрым алгоритмом – бывают такие, когда тебе горит «зеленый», а встречным – «красный». Оглянулся, чтобы проверить. Нет! Светофор самый обычный. Глянул повнимательней – а водители с непониманием и даже с испугом уставились на меня и ждут, что я буду делать! Оказывается, они никак не ожидали, что я двинусь с места — здесь при левом повороте принято пережидать встречных, стоя на стоп-линии! Поэтому-то мои действия показались им не то что наглостью, а странностью. Что ж, им можно только позавидовать – они могут позволить себе роскошь ожидания, потому что машин мало, а времени — много.

Пешеходов в таком городке по нашим представлениям нет. Разумеется, люди пешком ходят, но проезжую часть пересекают только тогда, когда машин на горизонте нет. То есть как помеха водителю они попросту отсутствуют.

В городе с населением в тысяч этак 60-80, а то и 100, который тоже находится в стороне от больших магистралей и мегаполисов, картина принципиально иная. В соседний ряд там просто так не перестроишься: не пускают! Приходится прибегать к силовым методам. Пешеходы здесь есть. Только они – зашуганные, дорогу переходят с оглядкой, чуть что – готовы припустить бегом. Что не мешает им пересекать проезжую часть в любом месте и порой по весьма затейливой траектории.

Светофоры здесь проезжают весьма своеобразно: тормозят на мигающий «зеленый» с таким же энтузиазмом, что и в маленьком городишке. Зато стартуют как в «формуле-1», с ревом моторов и визгом шин. Причем аккурат в тот самый миг, когда загорается «зеленый», и ни секундой позже. И горе тому водителю (пешеходу), который зазевается и вовремя не очистит перекресток! Очевидно, именно по причине столь активных стартов, водители стараются на мигающий «зеленый» на перекресток не въезжать – а вдруг выскочить не успеешь?

Разумеется, с ходу перекрестки здесь обычно не проскакивают, за исключением случаев, когда водитель видел, что «зеленый» только-только загорелся.

В большом городе, с населением под миллион или больше, все наоборот. Соседи в свои ряды пускают, хоть и не все: хамы, у которых рожа кирпичом и взгляд в пространство, все же попадаются, но их с каждым годом все меньше. Очевидно, из-за естественного отбора. Пешеходов привыкли пропускать – даже вглухую тонированные джипы униженно приседают перед семенящей бабулей. Но – только на «зебре» и исключительно по сигналам светофора (если он есть). Если старушка осмелится перейти дорогу в неположенном месте – ее, конечно, не собьют, но проедут прямо перед носом на хорошей скорости, так, что ее и ветром может сдуть.

С перекрестками все просто: едут под «зеленый», под мигающий «зеленый», под «желтый» и даже под «красный» — сплошным потоком, как единое целое, и на хорошей скорости. Машины идут плотно, единой нерушимой стеной, как солдаты в фаланге Александра Македонского – не сунешься. И какие силы заставляют разрывать эту нерушимую колонну и остановиться под давным-давно сияющим «красным» светофором – загадка. Разве что в потоке находится гость из города поменьше, у него не выдерживают нервы. И он тормозит. А уж остальные – глядя на него останавливаются.

К чему я все это написал? Да все просто. Представьте на миг, что будет, если питерский (московский, самарский и т.д.) водитель встретится на перекрестке в городе, скажем, Красноуфимске Свердловской области с местным?

3 ответа на Старты с перекрестков

  1. Всё верно. Уже не могу нормально проехать по родному городу (25 тыс. населения)! Светофор для большинства — шок. А мой брат поражается движению в Рязани. Пропускают, уступают КАК? ЗАЧЕМ? Сложно ему объяснять разницу.

  2. Переехал из Казахстана в Барнаул. 650 тыс населения, около 200 тыс легковушек. Поражает массовое незнание водителями жестов регулировщика. В Астане регулировщики работают как часы. Чуть пробка и вот они — выключают светофор и распихивают потоки. Причем не хаотичными жестами, а строго в рамках правил. Помогают водителям реально. Город под миллион, на мигающий зеленый никто не проскакивает. Минимальный штраф — 1500 руб на наши деньги. Дороги, кстати, тоже на 5 с плюсом. Столица, что тут скажешь.

  3. Юрий Н.
    Так там больше порядка-то вообще, в Казахстане…

Прокомментировать

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *